Торговые центры «МЕГА» по всей России могут уйти от шведского собственника к российскому. Имя отечественного бизнесмена и название его компании пока неизвестно, но анонимные источники указывают на крупную российскую банковско-нефтяную структуру. Кому и на каких условиях передадут активы, возможны ли ребрендинг и повышение цен в магазинах этих ТЦ, расскажет NEWS.ru.
В России сегодня открыто 14 крупных торговых центров общей площадью 2 млн кв. м, в том числе известные жителям Москвы и Подмосковья центры «МЕГА Белая Дача» (на 221 тыс. кв. м, 320 магазинов), «МЕГА Теплый Стан» (142 тыс. кв. м, 200 магазинов), «МЕГА Химки» (175 тыс. кв. м, 200 магазинов). В них продается все — от одежды, мебели и стройматериалов до еды на фудкортах.
На данный момент ими, как и ушедшей из России IKEA, владеет шведская Ingka Centres. По подсчетам Forbes, в 2022 году доход Ingka Centres в России от сдачи в аренду площадей в центрах «МЕГА» сократился на 19% год к году, до $285 млн. Как утверждают аналитики, после закрытия IKEA к торговым центрам, которые находятся на окраине городов, стали терять интерес. По данным Focus Technologies Mall Index, который отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей, трафик в суперрегиональных торговых центрах Москвы в январе — августе 2023 года оказался ниже на 11% год к году, а трафик в объектах районного масштаба вырос на 7% год к году.
Как написал сегодня «Коммерсант», структура Газпромбанка стала основным кандидатом для покупки торговых центров «МЕГА» у шведской компании. Об этом говорят два источника издания на рынке недвижимости. По их словам, стороны уже могли достичь неких договоренностей. В Ingka Centres сообщили «Коммерсанту», что компания рассматривает различные варианты для торговых центров «МЕГА» в России и это комплексный процесс, требующий времени. В Газпромбанке комментарий не предоставили.
По экспертным оценкам, стоимость торговых центров «МЕГА» может составлять $2,85 млрд без учета дисконта от 50%, который должны предоставить будущим российским собственникам сегодняшние зарубежные, чтобы процедура была одобрена специальной правительственной комиссией.
Чтобы понять, как меняется бизнес после перехода от западных собственников к новым, можно в том числе напомнить, как поменялась IKEA. К примеру, ее в России заменил белорусский продавец мебели Swed House, который начал продавать в том числе точно такую же мебель, однако цены уже заметно отличались.
Как писал NEWS.ru еще до открытия Swed House в России, анализируя только белорусский ассортимент, товары нового магазина часто были на треть или даже вдвое дороже, чем схожие по внешнему виду и характеристикам товары IKEA, которые продавались перед ее закрытием. Кроме того, в «МК» и «Тинькофф Журнале» уже отмечали, что новые продавцы пока не могут предоставить такой же большой ассортимент непосредственно в торговых центрах и занимают из-за этого куда меньшую площадь.
Еще один пример — немецкая группа OBI, организовавшая в том числе в России работу известных строительных гипермаркетов, продала свой бизнес в нашей стране в апреле 2022 года. Эксперты обсуждали, что стоимость сделки могла составить до 6 млрд руб.
Но позже, в июля 2022 года, когда договор был окончательно подписан, выяснилось, что новый владелец — бизнесмен и инвестор Йозеф Лиокумович — купил 27 гипермаркетов OBI в России, в которых работали примерно 4900 сотрудников, всего за 600 рублей. Причем в 2019 году он уже вел переговоры о приобретении этого бизнеса, но тогда речь шла о €100 млн. Новый владелец рассказал Forbes, что сеть с 2015-го приносила только убытки, например, в 2021-м они составили 2,5 млрд руб. Он объяснил это в том числе высокой арендной платой и тем, что товары продавались ниже, чем по закупочным ценам. Лиокумович назвал это «невозможными вещами», из чего можно предположить, что цены на ассортимент как минимум не снизятся.
Маркетолог Николай Григорьев в беседе с NEWS.ru отметил, что зарубежные собственники продают бизнес российским структурам не в первый раз и вряд ли внешне для покупателей что-то сильно изменится. Он также обратил внимание, что конкретно сейчас это происходит с участием того бизнеса (а именно структур «Газпромбанка»), у которого есть значительные ресурсы. В то же время, отмечает эксперт, этот бизнес вряд ли будет являться для нового собственника профильным. Но у него будет достаточно денег, чтобы нанять квалифицированных менеджеров.
Кроме того, допускает Григорьев, будущим российским владельцам, вероятно, придется провести ребрендинг и на это тоже потребуются деньги. И тут встает вопрос — будут ли они повышать арендные платежи для работающих в торговых центрах магазинов и будут ли после этого последние повышать цены. Григорьев полагает, что с каждым конкретным магазином, в зависимости от его величины и ценности для торгового центра, будут проводить отдельные переговоры о новых условиях.
«Есть общее стратегическое и человеческое желание все повышать. Но с другой стороны, есть потолок — платежеспособный спрос арендаторов, а они ограничены платежеспособным спросом домохозяйств. И здесь мы увидим определенное противоборство жадности и возможности. В итоге же за все заплатят потребители, то есть мы с вами», — сказал Григорьев.
Читайте также:
Минимализм переехал: мебель «из IKEA» стала продаваться в другой сети
Как Swed House заменит IKEA в России: 10 товаров-аналогов c фото и ценами
«Леруа Мерлен» передают России: что будет с магазинами и как изменятся цены
Всё дорожает: чем обернулась для россиян торговля с Китаем и Турцией