Подорожание топлива чревато ростом цен на товары повседневного спроса. Об этом в письме на имя премьера Дмитрия Медведева предупредили ретейлеры, поставщики продуктов питания и представители транспортно-логистических компаний. По их словам, сейчас условия обслуживания корпоративных клиентов ужесточают все крупнейшие нефтяники, что в конечном итоге может негативно отразиться на потребителях.
Обращение подписали, в частности, руководители Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), «Руспродсоюза». В нём говорится, что затраты на топливо в среднем занимают не менее 30% в себестоимости услуг профессиональных автоперевозчиков. А из-за ужесточения корпоративных программ в ноябре эти расходы выросли в среднем на 30%. Ассоциации просят главу правительства поручить провести встречу с нефтяными компаниями для обсуждения ситуации и условий сотрудничества.
Работая на высококонкурентном и низкомаржинальном рынке, транспортные компании и не смогут удерживать цены при таком росте себестоимости, что скажется и на розничных ценах на товары, сообщает «Коммерсант». Ранее газета писала со ссылкой на свои источники, что «Газпром нефть» ввела сервисные сборы для корпоративных клиентов, а другие крупные компании сокращают или отменяют скидки по топливным картам. Таким образом, по утверждению издания, они нашли способ скрытно повышать розничные цены на бензин и дизельное топливо на своих заправках в условиях согласованной с правительством заморозки цен. Ситуация осложняется увеличением с 2019 года НДС и отменой льгот к транспортному налогу для плательщиков системы «Платон».
По оценкам некоторых экспертов, доля расходов на автомобильное топливо в себестоимости составляет от 4% до 20%. За счёт роста этих издержек отпускные цены на товары повседневного спроса, в частности, на продовольственные товары, могут вырасти. Впрочем, есть и другие мнения на этот счёт.
«Я бы не драматизировал ситуацию. В себестоимости продуктов питания доля бензина не является существенной, и никакого подорожания на 20−30% быть не может по определению», — сказал News.ru председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
По его словам, проблема в том, что нефтяники зажаты госрегулированием на розничном рынке и сейчас пытаются отыграться на нерегулируемом государством рынке транспортно-логистических и торговых компаний. Куда большую угрозу представляет повышение НДС, которое едва ли удастся компенсировать за счёт возросшей стоимости топлива, считает Янин.
«Не думаю, что подорожание произойдёт прямо сейчас, поскольку крупные нефтяные компании заинтересованы продавать топливо на своих заправках. Но в долгосрочной перспективе, по мере ухода с рынка мелких автозаправок, это действительно может привести к неприятным последствиям», — заметил, в свою очередь, в комментарии для News.ru старший научный сотрудник Института экономической политики им Е. Гайдара Сергей Жаворонков.
О том, что повышение стоимости горючего чревато ростом цен на продовольствие, причём под ударом окажутся самые массовые продукты — овощи, молоко, хлеб и мясо птицы, ранее предупреждали представители этих отраслей. Так, по мнению исполнительного директора Картофельного союза Алексея Красильникова, может вырасти стоимость перевозки от производителя до фасовщика и от фасовщика до торговых сетей.
Подорожание бензина и дизельного топлива запускает инфляционные процессы, в итоге по всей цепочке производства, перевозки, хранения, реализации молока может быть довольно заметный накопительный эффект, говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. В случае роста затрат на транспортировку быстрее всего дорожают товары повседневного спроса, резюмирует эксперт аграрного рынка Леонид Холод.
Напомним, 31 октября правительство и нефтяники согласовали заморозку цен на бензин и дизельное топливо. Соответствующее соглашение сроком действия до 31 марта 2019 года позже подписали «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Русснефть», «Газпром нефть», «Новый поток», «Нефтегазхолдинг», ЛУКОЙЛ, ТАИФ-НК и «Татнефть». Предполагается, что с января 2019-го цены будут плавно индексироваться в рамках годовой инфляции 4−4,6%. Для каждого региона установлена цена на экспорт и импорт относительно небольших оптовых объёмов.