Правительство будет контролировать цены на топливо и в случае нарушений применит «системные меры» ко всем компаниям в виде заградительных пошлин. Это заявление прозвучало в понедельник дважды: первый раз — на утренней встрече профильного вице-премьера Дмитрия Козака с руководителями крупнейших нефтяных компаний, второй раз — на дневном совещании Владимира Путина с членами кабинета министров.
Президент попросил Козака доложить о работе по сдерживанию цен на нефтепродукты, заметив, что правительство обязалось провести её ещё месяц назад. «В каком состоянии сегодня?» — обратился к вице-премьеру Путин.
«Если коротко — ситуация стабилизирована, цены заморожены, и они будут такими сохраняться с учётом инфляции, изменений налогового законодательства до конца марта. Мы договорились с компаниями, что действует принцип «один за всех и все за одного», иначе будет недобросовестная конкуренция», — доложил Козак.
Чиновник напомнил, что в период с 7 по 10 ноября правительство подписало с нефтяными компаниями соглашения, где для каждой были определены объём и параметры поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, на биржу и на мелкооптовый рынок. Кроме того, были определены ценовые параметры по каждому субъекту РФ. Козак добавил, что до конца декабря контролирующие ведомства проверят долю независимых АЗС на региональных рынках, и с ними тоже будет подписано соглашение по ценам.
«Поставлена задача перед антимонопольной службой и Минэнерго проанализировать в региональном разрезе все сети независимых компаний. Независимые заправки занимают 62% рынка нефтепродуктов, их нужно проанализировать на предмет монополизации этих рынков, поскольку очень часто, несмотря на их большое количество, владельцами являются одни и те же лица и действуют в нарушение антимонопольного законодательства», — заявил Козак.
Соглашения о заморозке цен на бензин и дизельное топливо сроком действия до 31 марта 2019 года подписали «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Русснефть», «Газпром нефть», «Новый поток», «Нефтегазхолдинг», ЛУКОЙЛ, «ТАИФ-НК» и «Татнефть». Накануне премьер Дмитрий Медведев утвердил постановление правительства, которое как раз предписывало Минэнерго и ФАС заключить такие соглашения с нефтяниками. Для каждого региона, напомним, установлена цена на экспорт и импорт относительно небольших оптовых объёмов. При этом ФАС и ФНС поручено следить за отклонениями свыше 4%. До конца 2018 года цены будут заморожены на уровне конца мая — начала июня, а с января 2019-го они будут плавно индексироваться в рамках годовой инфляции 4−4,6%.
Между тем опрошенные News.ru эксперты считают, что правительству вряд ли удастся остановить рост цен на бензин. Как заметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, несмотря на то, что ситуацию в значительной степени определяют вертикально интегрированные нефтяные компании, не надо забывать о другой стороне медали.
«На рынке существуют также трейдеры и независимые игроки, которые закупают топливо для разных целей — кто-то для продажи внутри страны на своих АЗС, кто-то для перепродажи за рубеж. Эти ребята не связаны никакими соглашениями с правительством, и они могут усилить свою спекулятивную позицию. Чтобы этого не произошло, требуется дополнительный контроль со стороны ФНС и ФАС», -- пояснил Пикин News.ru.
По его словам, есть регионы, где именно независимые компании являются основными игроками, и от их действий зависит итоговая стоимость топлива на заправках.
Партнёр консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин вообще не видит смысла в тех установках, которых обязуются придерживаться крупнейшие игроки. По его оценкам, цены на оптовом топливном рынке уже растут и будут продолжать расти.
«Страдать будут 60% российских АЗС, им ведь придётся покупать топливо у гигантов. С российским руководством они никакими обязательствами не связаны. И вот здесь может произойти всё что угодно: я не исключаю, что заправки начнут закрываться, на рынке образуется дефицит, а в обществе усилится напряжённость, как это было в мае-июне, когда правительству пришлось отказаться от очередного повышения акцизов. С 1 января акцизы вырастут, и мне очень хочется посмотреть, как изменятся цены на бензоколонках», — сказал Крутихин News.ru.
Эксперт считает, что, хотя компании согласились терпеть убытки на внутреннем рынке в пользу налогов, которые изымаются из цены бензина, долго так продолжаться не может.
«Им должны дать какую-то компенсацию. Но если таковая будет, она коснётся нескольких вертикально интегрированных компаний. У них есть экспорт и собственная переработка. Потери от розничных продаж топлива в России они могут как-то компенсировать за счёт прибыли на экспорте. Но 60% АЗС в стране не имеют ни экспорта, ни, естественно, собственной переработки», — говорит Крутихин.