Топливные карты обрастают скрытыми наценками

Экономика 08 ноября, 2018 / 14:13

На розничном рынке автомобильного топлива происходит скрытый рост цен. Это закамуфлированное подорожание бьёт по интересам корпоративных клиентов, для которых АЗС крупных нефтяных компаний ухудшили условия по топливным картам и ввели дополнительные сервисные сборы. Однако, судя по информации из открытых источников, в этой ситуации ещё много неясного, и пока она вызывает больше вопросов, чем даёт ответов, заявляют опрошенные News.ru эксперты.

Первой на непопулярные меры пошла «Газпромнефть», сообщает «Коммерсант». По его данным, для своих корпоративных клиентов компания ввела наценки вместо скидок по топливным картам. Газета ссылается на письмо, адресованное гендиректором ООО «ЕКА-Процессинг» (подразделение ЕКА, владеет 90 АЗС в Москве) Евгением Чертковым своим клиентам. Как следует из этого послания, «Газпромнефть» как партнёр ЕКА на сети АЗС изменила финансовые условия по картам из-за нестабильной ситуации на рынке. Чертков пишет, что теперь бизнес заплатит за дизельное топливо на 5% больше «цены стелы» АЗС, за бензин — на 1%.

Между тем, на прошлой неделе Минэнерго, ФАС, нефтяные компании и независимые НПЗ согласовали меры по стабилизации цен на топливном рынке. Они договорились, что до конца 2019 года цены будут на уровне мая — начала июня 2018-го, а затем их плавно переиндексируют с учётом инфляции в 4−4,6%. Соглашение действует до 31 марта.

В то же время ретейлеры и грузоперевозчики массово жалуются на рост топливных расходов, обещая заложить это в цену своих услуг. Соответственно, вырастут и цены на перевозимые товары и продукты, отмечает «Коммерсант». Его источник в крупной компании продуктового ретейла заявил, что условия по картам ухудшаются с весны: помимо уменьшения скидок появились затраты на сервис, введены проценты на отсрочку платежа.

Зачем нужна топливная карта

Заметим, что изначально топливная карта задумывалась как инструмент по оптимизации расходов на приобретение топлива. Как и любой другой картой платежного типа, ей можно пользоваться в тех местах, где установлены специальные терминалы. На имя приобретателя открывают электронный кошелек, а также личный кабинет. Последний позволяет пользователю контролировать все свои расходы. Вы заправляетесь — с вашего кошелька снимают цену за бензин или дизельное топливо. Для пополнения личного счета возможен перевод денег на расчётный счёт нефтяной компании.

«Чего уж там, вся эта ситуация выглядит некрасиво, — сказал News.ru заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. — Однако, чтобы делать какие-то выводы, надо знать контекст, а он в статье "Коммерсанта" не просматривается. Я не видел ни письма Черткова, ни текста договора, заключённого между ЕКА и "Газпромнефтью"».

По словам эксперта, начиная с июня в столичном регионе автозаправочные станции «Газпромнефти» предлагали самые низкие цены на рынке на бензин и дизельное топливо. Потери компании на топливе в Москве и области были максимальными, говорит Фролов, напоминая, что сейчас «Газпромнефть», ЛУКОЙЛ и другие крупные игроки стали использовать полностью автоматизированные АЗС, на которых практически нет сотрудников. Этот фактор позволил им снизить цены.

Фото: Anton Belitsky/Global Look PressАЗС

Многое зависит от реакции ФАС

Фролов предлагает проследить за дальнейшим развитием событий. По его мнению, если ФАС увидит в них что-то незаконное, то непременно отреагирует, причём конкретными действиями — либо наложит штрафы, либо предупредит нарушителей. Если же ситуация не противоречит условиям договорённостей о заморозке цен, достигнутым между нефтяными компаниями и правительством, всё обойдется без последствий.

«Во втором случае компания ЕКА своим нынешним выступлением, похоже, немного подгадила партнёрам по бизнесу. Это значит, что имелась некая скидка, которая предоставлялась в рамках партнёрских соглашений на то время, когда условия на рынке ухудшаются. А теперь „Газпромнефть“ дважды подумает, давать ли подобные преференции другим независимым игрокам», — отметил собеседник News.ru.

Розница убыточна у всех

По словам президента Независимого топливного союза (НТС) Павла Баженова, если говорить о розничном сегменте, то розница убыточная у всех — и у нефтяных компаний, и у независимых АЗС. Основной бенефициар топливного рынка — правительство: «60% у нас налоги, будут 70%». Компании просто поставили в такие условия.

«Цены на розницу нельзя поднимать, — пояснил Баженов News.ru. — За этим пристально следят. А за корпоративными клиентами никто не следит. У нефтяных компаний ситуация с прибыльностью за розницу чуть лучше, но всё равно доходность либо отрицательная, либо низкая. Впрочем, у них есть возможность распределения доходности и субсидирования этой деятельности за счёт других звеньев своей производственной цепочки».

К тому же, по словам Баженова, оборачиваемость АЗС у нефтяных компаний выше, чем у независимых игроков. Это позволяет им работать с меньшей маржинальностью на литре, даже с учётом того, что они несут значительно больше расходов.

В мае, напомним, Российский топливный союз (РТС) в открытом письме премьеру Дмитрию Медведеву охарактеризовал ситуацию как крайне нестабильную и неопределённую. По оценке организации, рынок автомобильного топлива испытывает потрясения, а 2019 год не предвещает никаких сдвигов в лучшую сторону. У тревожных ожиданий есть масса предпосылок: это и запланированное повышение акциза и НДС, и рост мировых цен на нефть, и ослабление курса рубля относительно доллара и евро, и ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).