СМИ написали о новом виде мошенничества: преступники завязывают разговор с жертвой, сообщая о якобы поданном против нее судебном иске. Также в числе новых методов обмана — все более масштабное применение дипфейков, сообщения о мнимых претензиях налоговой, предложения пройти по вредоносным ссылкам в Telegram или установить сим-боксы. NEWS.ru рассказывает, как теперь нужно защищать накопления.
Мошенничество является одним из самых распространенных видов преступлений — об этом свидетельствует статистика российских правоохранителей. Только за девять месяцев 2024 года общий ущерб от такого рода действий достиг 150 млрд рублей, из которых 15 млрд пришлось на операции без согласия клиента. Эти данные приводил руководитель Криминалистического центра Следственного комитета России Иван Стрельцов.
По данным Генпрокуратуры, за 11 месяцев 2024 года в России зарегистрировано 411,6 тыс. случаев мошенничества. Их удельный вес за пять лет возрос почти вдвое: с 12,6% до 23,3% от количества всех преступлений. 85% всех мошенничеств (350 тыс. случаев) совершено с использованием телекоммуникационных и компьютерных технологий — это звонки с подменой номеров, обман в интернете, получение доступа к электронным платежным средствам и др.
Преподаватель факультета информационных технологий университета «Синергия» Николай Машегов рассказал NEWS.ru, что раньше мошенники давили на семейные проблемы, используя выдуманные предлоги. Теперь же аферист может представиться сотрудником социальной службы, который вроде бы просто хочет записать вас в очередь для получения льгот.
Под угрозу могут попасть и дети, им обычно угрожают проблемами с учебой. Предлоги могут меняться, но замысел всегда один — получить доступ к вашим денежным средствам или к информации о вас.
«Государство старается информировать граждан о новых схемах, но важно помнить: какой бы способ ни был выбран злоумышленниками, вы всегда в силах избежать последствий. Предупредите детей, пожилых родственников о том, что при возникновении „срочных“ проблем нужно сообщать вам и никому ничего не передавать. Какими бы страшными ни были угрозы», — предлагает Машегов.
Чтобы избежать негативных последствий при получении звонков и писем с незнакомых номеров, нужно не раскрывать дополнительную информацию о себе, не сообщать коды из СМС, пароли и информацию с банковских карт.
Руководитель IT-направления +7 GROUP Владимир Красников рассказал NEWS.ru, что самые новые схемы используют дипфейки, фальшивые приложения и поддельные документы. Например, жулики рассылают якобы официальные уведомления о судебных исках, заставляя людей срочно платить «штрафы».
В других случаях используются фейковые приложения якобы от банков или госорганов, которые на самом деле крадут данные пользователя. Популярны поддельные QR-коды и ссылки, ведущие на сайты, визуально неотличимые от настоящих, но предназначенные для кражи денег и данных.
«Внедряются законы о маркировке звонков, ограничении рекламных обзвонов, возможности запретить оформление кредитов или сим-карт на свое имя. Создаются платформы с базами номеров и образцами голосов мошенников. Антифрод-системы активно развивают в банках и на „Госуслугах“», — подчеркивает Красников.
Тем не менее скорость появления новых схем часто опережает работу регуляторов и силовиков. Эксперт подчеркивает, что воплощение любой схемы заканчивается либо переводом денег, либо утечкой важных данных. Это два простых сигнала, по которым можно распознать попытку даже изощренного и изобретательного обмана.
Преподаватель факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия» Даниил Аржаков также отмечает в беседе с NEWS.ru растущую роль дипфейков в схемах обмана.
«Одна из самых тревожных тенденций — это применение дипфейков. Мошенники звонят жертвам по видеосвязи, представляясь сотрудниками банка, управляющей компании или даже конкретными людьми, например реальными работниками вашего вуза», — рассказывает Аржаков.
Они подменяют лица на видео, чтобы выглядеть убедительно, и таким образом вводят людей в заблуждение. Человек видит знакомое лицо и автоматически доверяет звонящему.
Мошенники модернизируют старые схемы с банковскими картами. Теперь они могут выйти на связь даже по видеозвонку и сказать, что нужно создать новую, «безопасную» карту, чтобы перевести туда деньги. В процессе они либо выманивают данные карты, либо наблюдают за действиями через удаленный доступ к экрану. Иногда они дают вам номер якобы новой карты, но на самом деле это их счет, или подключают возможность управления вашим счетом через другую карту.
«После того как с 1 января ввели новые правила для получения сим-карт, мошенникам стало сложнее массово использовать телефонные номера для звонков. Поэтому они активно переходят на СМС-сообщения», — обращает внимание Аржаков.
Например, присылают сообщение: «С вашей карты была совершена покупка, если это не вы, позвоните по такому-то номеру». Или: «Ваш самозапрет на кредит был снят, позвоните, чтобы восстановить его». Цель таких сообщений — заставить вас самих проявить инициативу.
Государство борется с жуликами, но пока это происходит с переменным успехом. Чтобы справиться с этой проблемой, важно не только внедрять технологические решения, но и развивать критическое мышление у людей, уверен Аржаков. Информирование граждан — один из ключевых факторов борьбы с мошенниками. Чем больше людей знает о новых схемах и умеет их распознавать, тем сложнее мошенникам будет находить жертв.
Читайте также:
Стало известно о новой схеме мошенничества через сим-боксы
Популярный мессенджер заполонили боты, заражающие Android-устройства
Мошенники начали обманывать россиян с помощью судебных исков
Перечислены города, жители которых чаще становятся жертвами мошенников
Киберэксперт рассказал, как просто и эффективно отпугнуть мошенников
В Минцифры напомнили, как защитить аккаунт на «Госуслугах» от аферистов