Американский производитель электромобилей Tesla Motors сдувается на глазах, стремительно теряя в весе и репутации. На последних торгах акции компании подешевели на 13,8% и сейчас стоят в $265 за бумагу. Её основатель Илон Маск лишился в одночасье $1,5 млрд — в связи с «ложными и вводящими в заблуждение» заявлениями, которые обернулись иском в окружной суд США в Нью-Йорке со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Хуже того, Минюст США начал уголовное расследование в отношении компании Tesla и Маска.
Ко всему прочему, агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг Tesla Motors до уровня B3 с негативным прогнозом, а индивидуальный рейтинг её облигаций был опущен до Caa1. Финансовые инструменты и компании с такими рейтингами на финансовом сленге называются «мусорными» (junk), а процесс инвестирования в них — «нырком в мусорный бак» (dumpster diving). Как пояснил аналитик Moody’s Брюс Кларк, такая картина обусловлена «серьёзными недостатками в плане скорости производства электромобилей марки Model 3, а также проблемами с ликвидностью из-за большого негативного денежного потока и приближающихся выплат по долгам».
Впрочем, сейчас предъявленные Илону Маску со стороны SEC обвинения урегулированы в досудебном порядке. Бизнесмен останется руководителем Tesla Motors, однако должен будет отказаться от поста главы совета директоров компании минимум на три года. Кроме того, бизнесмену придётся заплатить персональный штраф в размере $20 млн.
Катализатором проблем Tesla Motors, ещё в апреле имевшей рыночную капитализацию в $51 млрд (неофициальная стоимость Олимпиады в Сочи-2014), стала запись в Twitter, сделанная Маском 7 августа. Обратившись к 22 млн своих подписчиков, бизнесмен заявил, что собирается сделать публичную Tesla Motors частной компанией и для этого намерен выкупить акции на бирже по $420 за акцию. То есть на 20% выше реальной рыночной цены на тот момент. Как уверял Маск, финансирование этой многомиллиардной сделки гарантировано неким крупным инвестором, а единственное требование для её реализации — это голосование акционеров. На этих твитах акции Tesla Motors подскочили с $344 до $380, то есть почти на 11% за день.
Но через 17 дней Маск отрёкся от этих планов. В Комиссии по ценным бумагам США убеждены, что предприниматель на самом деле даже не обсуждал условия сделки, в том числе стоимость, с каким-либо потенциальным источником финансирования. Напротив — он сознательно ввёл инвесторов в заблуждение, поскольку оснований делать такие заявления у него не было, считают авторы иска.
При этом выставлять анонсы о подобных сделках в Twitter, а не в документах, направляемых регулятору, нетипично для крупных американских публичных компаний. Кроме того, об идее Маска ничего заранее не знали, как выяснилось при проверке, и члены правления Tesla Motors.
Главная беда Илона Маска в том, что он, человек, неоднократно заявлявший о честности как о «самом важном в жизни», разом утратил доверие общественности. Прежде в нём видели бизнес-гения и новатора-революционера в технике, сейчас — либо авантюриста, либо, в лучшем случае, съехавшего с катушек хорошего парня. Ещё в прошлом году эксперты автомобильного рынка, аналитические агентства и ведущие печатные издания мира указывали на факторы, чреватые для Tesla Motors крахом. В Bloomberg, например, подсчитали, что компания ежеминутно «сжигает» около $8 тысяч, то есть почти $0,5 млн в час. А в первом квартале 2018 года Маск отчитался о рекордных убытках в $710 млн. И хотя он пообещал успех новой модели Tesla Model 3, производство которой должно было наконец вывести компанию в прибыль, финансовая ситуация только ухудшилась.
Помимо этого в августе два крупнейших американских финансовых холдинга очень серьёзно сократили своё участие в автопроизводителе. T. Rowe Price Group с марта по август уменьшил объём акций Tesla в своём портфеле более чем в шесть раз, а холдинг Fidelity Investments — почти в два раза. Этим летом из компании стали один за другим уходить топовые управленцы. Сначала Tesla Motors покинул начальник финансового отдела Дейв Мортон, проведя на своём посту меньше месяца. В сентябре с Tesla распрощался вице-президент по международным финансам и операциям Джастин Маканир, который пришёл работать на Маска из Apple три года назад.
История с Tesla — из разряда тех случаев, когда изобретение, безусловно, хорошее, правильное, настоящее тем не менее оказывается коммерчески нерентабельным. Вспомним, что произошло с проектом британско-французского сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд». Эти лайнеры, позволявшие перелететь из Европы в Америку не за 8 часов, а за 4, перестали эксплуатироваться в 2001 году. Там сложилось несколько неблагоприятных обстоятельств. Среди них — страх общественности перед самолётами после терактов 11 сентября 2001 года, плюс абсолютно случайная катастрофа «Конкорда», случившаяся в 2000 году в Париже. В итоге покупателей на эту услугу оказалось недостаточно, хотя с технической точки зрения никаких проблем с проектом не было. Вообще далеко не все открытия востребованы рынком. Компанию Tesla может постичь та же участь. К фигуре Маска отношусь абсолютно нейтрально, я не являюсь ни его критиком, ни поклонником. Да, есть такой предприниматель. Но бизнес — это не всегда гарантированное извлечение прибыли «при эксплуатации трудящихся». Можно вложить в проект массу денег и не преуспеть.