Неформальная занятость бьёт по федеральному бюджету в целом и доходам государственных социальных фондов в частности. В этом сходятся Всемирный банк и вице-премьер РФ Татьяна Голикова. По данным ВБ, российская госказна теряет от 1% до 2,3% ВВП от недополученных платежей работников, занятых в неформальном секторе. Голикова же говорит, что из-за теневой экономики соцфонды ежегодно недосчитываются около 2,3 трлн рублей страховых взносов.
В своём докладе ВБ оценивает долю неформальной занятости в России в диапазоне от 15,1% до 21,2%. По словам Голиковой, в теневой сфере трудится порядка 15 млн человек.
Эксперты Всемирного банка уверяют: задача сдерживания роста неформальной занятости не имеет одного простого решения. Так, одних мер по снижению налогообложения фонда оплаты труда (для сокращения издержек работодателей, связанных с наймом формальной рабочей силы) недостаточно.
Напротив, необходим трёхсторонний стратегический подход, который бы обеспечил бoльшую гибкость трудового законодательства в некоторых сферах за счёт более эффективного правоприменения; более устойчивую систему социального страхования с улучшенными пособиями по безработице; более квалифицированную рабочую силу, — говорится в докладе.
По оценкам ВБ, можно было бы внести поправки в российский Трудовой кодекс и законодательные акты в части трудовых договоров, минимального размера оплаты труда и увольнений по сокращению штатов. Нужно также создавать стимулы для регистрации граждан в качестве безработных и последующего поиска формальной занятости. А для этого требуются «продуманная система страхования от безработицы и объединение небольших и разрозненных пособий в более крупные пособия на основе проверки нуждаемости и доходов». Вместе с тем, отмечает Всемирный банк, проблему неформальной занятости не удастся решить без более активного создания рабочих мест в формальном секторе.
По словам Татьяны Голиковой, над выводом серых доходов из тени работают экономические и финансовые ведомства: в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области с 1 января реализуется пилотный проект, предлагающий регистрацию самозанятым. Как сообщила вице-премьер в беседе с «Известиями», по последним данным налоговой службы, зарегистрировались около 102 тысяч человек — это почти 7,6 млрд рублей оборота.
Теневой финансовый оборот действительно причиняет ущерб государству, согласен генеральный директор «Иволга Капитал» Андрей Хохрин. По его мнению, здесь очень легко приводить любые цифры, поскольку не существует статистики, включающей все занятые вне финансового ведения госорганов ресурсы. В то же время сумма в 2,3 трлн рублей, приводимая Татьяной Голиковой, видится в годичном выражении вполне реальной. Особенно если учитывать всех нелегальных мигрантов, аренду объектов недвижимости, самозанятых граждан (без подтверждения соответствующего статуса в налоговых органах).
Государство, в свою очередь, воздействует на ситуацию разными мерами, как глобальными, так и точечными. С точки зрения поощрения вывода теневых доходов это амнистия капиталов, налоговая ставка в 4% для самозанятых граждан, оптимизация законодательства в сфере МСП. С точки зрения контроля и наказания за сокрытие доходов это подключение к международной системе обмена налоговой информацией, административное и уголовное наказание, рассмотрение закона о тунеядстве.
Однако масштабы нелегальной деятельности по-прежнему остаются очень крупными, так что работы предстоит проделать ещё много.
По словам аналитика «Эксперт Плюс» Кирилла Старикова, масштабы проблемы гораздо значительнее, поскольку большинство трудоустроенных на минимальную заработную плату могут получать дополнительные средства от компании. То есть работающие частично «вбелую» на самом деле не платят налоги с полноценного объёма зарплаты. Новомодные фрилансеры, которые работают из любой точки мира, также не платят налоговых отчислений. Однако винить надо не компании или сотрудников, а государство. Не каждая частная компания может позволить себе содержать легальный персонал. Вопросом белых заработных плат озабочены, в частности, те работодатели, что планируют продать производство иностранным инвесторам.
Чтобы побороть теневой рынок труда, нужно снизить налоговую нагрузку. В отличие от госучреждений, частный бизнес, малые предприятия нацелены на результат и, как правило, зависят от KPI, ключевых показателей эффективности. Но из-за фискальных препон они утрачивают мотивацию.
Выявление причины недополучения средств в бюджет — задача насущная, но как её решить? Этим вопросом задаётся директор департамента управления активами ERARIUM Group Денис Лисицын. Как напоминает собеседник News.ru, в России работает очень много гастарбайтеров, многие из которых осваиваются, принимают гражданство РФ, а затем помогают с трудоустройством по серым схемам своим соплеменникам, в основном — родственникам. При этом деньги переводятся в соседние страны — Узбекистан, Таджикистан, Китай и другие.
Ещё один немаловажный фактор — это реалии российского бизнеса, когда приходится платить взятки и откаты чиновникам. Предприниматели выкручиваются как могут, платят серые зарплаты и занижают свою прибыль, чтобы минимизировать налоговые выплаты. Иной раз проще закрыть бизнес, нежели выплачивать все налоги государству.
По словам ведущего аналитика «Бизнес Инсайдер» Анара Исмаилова, государство уже давно присматривается к теневым доходам россиян. Более того, всё больше усилий предпринимается, чтобы выводить доходы из тени. В качестве примера можно привести упомянутый Татьяной Голиковой эксперимент по введению в четырёх регионах (Москва, Московская и Калужская области, Татарстан) специального налогового режима. Налоговая ставка составляет 4%. Пока это выглядит как сбор информации о самозанятых, а также прощупывается готовность населения «обелять» доходы.
Тем не менее процесс «обеления» будет проходить долго. Сейчас теневой сектор фактически поддерживает граждан в условиях, когда реальные доходы населения снижаются шестой год подряд.
В случае если и эти деньги государство попытается обложить налогом, экономическое положение граждан может быстро ухудшиться, а это — дополнительная социальная напряжённость, резюмирует Исмаилов.