Пока Россия прокладывает «Турецкий поток», Азербайджан уже практически готов поставлять свой газ на рынок Турции. Построенный опережающими темпами Трансанатолийский газопровод (TANAP) будет торжественно открыт 12 июня, а первый газ для турецких потребителей пойдёт по новой трубе уже 30 июня.
Впрочем, в «Газпроме» не считают новый газопровод серьёзным конкурентом для своих южных проектов. Потребности в голубом топливе как в Европе, так и в Турции в последние годы растут очень быстро, в связи с чем оба проекта в обозримом будущем будут полностью востребованы. И даже не исключено, что они при определённых условиях смогут дополнить друг друга.
Газопровод TANAP протянется от турецко-грузинской границы до западных рубежей Турции, его длина составит 1850 километров. По нему первоначально планируется транспортировать 16 млрд кубометров газа в год с азербайджанского месторождения Шах-Дениз на шельфе Каспия. Из этого объёма 6 млрд кубометров будет закупать Турция, а 10 млрд — страны Европы. В дальнейшем участники проекта рассчитывают нарастить пропускную мощность газопровода до 24 млрд кубометров к 2023 году и до 31 млрд — к 2026 году, что потребует строительства дополнительных компрессорных станций.
Трансанатолийский газопровод — это одна из главных составляющих большого проекта Южного газового коридора (ЮГК), который активно поддерживается Евросоюзом как альтернатива российским газовым поставкам. В рамках ЮГК планируется также разработка второй очереди газового месторождения Шах-Дениз, расширение действующего газопровода «Баку — Тбилиси — Эрзурум» и строительство Трансадриатического газопровода (TAP), который пройдёт от границ Турции через Грецию и Албанию и дальше по дну Адриатического моря до Италии. Согласно графику, ЮГК должен начать полноценно функционировать в 2020 году.
Строительство TANAP началось в марте 2015 года. Поначалу открытие было запланировано на 2019 год. Стоимость проекта составляет около $8 млрд, его основными акционерами являются азербайджанская государственная компания ГНКАР (SOCAR), владеющая 51% акций, а также турецкая Botas (30%), британская BP (12%) и турецкая дочка ГНКАР — SOCAR Turkey Enerji (7%).
Как известно, в Турции своего природного газа практически нет — страна на 98% зависит от импорта голубого топлива. Поэтому для республики так важно иметь диверсифицированные источники поставок. Сейчас потребности страны в газе оцениваются в 50–55 млрд кубов в год, и более половины этого объёма Турция получает из России.
Между тем «Газпром» в настоящее время активно реализует проект по строительству газопровода «Турецкий поток». Укладка морского участка первой нитки уже завершена, теперь осталось достроить участки береговых примыканий на турецкой стороне. По этой трубе в Турцию будет приходить 15,75 млрд кубометров газа ежегодно. В целом же трубопровод протяжённостью около 1100 километров будет состоять из двух ниток общей мощностью 31,5 млрд кубометров в год. По первой нитке будет поставляться газ турецким потребителям, а по второй будет осуществляться транзит в страны Южной и Юго-Восточной Европы.
Потребности Турции и Европы в газовом топливе неуклонно растут. Поэтому большинство экспертов уверены, что и TANAP, и «Турецкий поток» будут полностью востребованы как турецкими, так и европейскими потребителями.
Более того, при определённых условиях проекты могут даже дополнить друг друга. Как неоднократно заявлял Азербайджан, проект TANAP «открыт для третьей стороны». При подготовке концепции ЮГК предполагалось, что его мощности могут быть загружены газом из Туркмении и Ирана. Однако поставки из Туркмении затрудняет спор о статусе Каспийского моря, тогда как Иран является проблемным поставщиком в связи с американскими санкциями и общим обострением обстановки на Ближнем Востоке.
А в этих условиях той самой третьей стороной, о которой заявлял Баку, вполне может оказаться Россия. Ранее сообщалось, что идея возможного подключения «Турецкого потока» к газопроводной системе TANAP — TAP обсуждается в рамках переговоров РФ и Турции по второй нитке «Турецкого потока».
На возможность сотрудничества двух проектов указывают и эксперты международного нефтегазового издания Natural Gas World, которые проанализировали расположение точек сдачи газа в системе TANAP. Одна из таких точек, предполагающая возможность «врезки», будет находиться как раз в том районе, недалеко от которого из Чёрного моря вынырнет труба «Турецкого потока». Так что велика вероятность, что от ввода в действие газопровода TANAP выиграют не только Азербайджан и Турция, но и Россия.
— Трансанатолийский газопровод скоро войдёт в строй. По нему углеводородное сырьё с азербайджанских месторождений будет поставляться в Турцию и Европу. Возможно, в будущем к поставкам присоединятся такие крупные экспортёры, как Иран и Туркмения. Однако серьёзно опасаться конкуренции «Газпрому» пока вряд ли стоит. Российский газовый холдинг должны беспокоить более значимые риски — потенциальные проблемы с украинским транзитом и вероятность появления американского СПГ в Европе. В 2017 году потребление природного газа в Турции составило 53,5 млрд куб. м топлива. Турецкий газовый рынок является достаточно привлекательным как за счёт общего роста экономики, так и за счёт развития газовой генерации. Стоит также сказать, что когда проектировался газпромовский «Турецкий поток», TANAP уже реализовывался. И, соответственно, был учтён при планировании российского газопровода. Есть и очень позитивный политический момент. Турция постепенно превращается в достаточно значимого геополитического игрока, серьёзный газовый хаб и заинтересована в реализации обоих проектов.
— В определённом смысле TANAP и «Турецкий поток» являются конкурентами, поскольку рассчитаны на одних и тех же потребителей — на Турцию и через её территорию на страны Южной Европы. При этом судьба второй ветки «Турецкого коридора», предназначенного для Европы, до конца ещё не ясна. А продолжение TANAP — газопровод ТАР через Грецию и Адриатическое море в Италию, с которым они вместе составляют «Южный газовый коридор», уже вовсю строится. Первая очередь TANAP составит около 16 млрд кубометров, причем 6 млрд предназначено для Турции и 10 млрд — для юга Европы. В перспективе мощность TANAP планируют удвоить. Конкуренция может начаться, если проект TANAP доведут до мощности около 60 млрд кубометров в год, но для этого нужно, чтобы к нему подключился Иран. Перспективы этого пока ещё туманны. Теоретически «Газпром» мог бы подключиться к ЮГК, но не к TANAP, а к ТАР, и зампред «Газпрома» Александр Медведев на одной из пресс-конференций упоминал, что такая возможность обсуждалась.
— Рынок не терпит пустоты, и логично, что на место нереализованного проекта Nabukko пришёл новый трансанатолийский газопровод. Этот новый проект является составной частью энергетического проекта «Южный газовый коридор» наряду с проектом Трансадриатического газопровода (TAP). Основным заполнителем трубы сначала будет Азербайджан, но в перспективе к нему планируется подключить Иран и Туркмению. Азербайджанские месторождения природного газа составляют порядка 2,5 трлн куб. м, а доказанные запасы Ирана превышают 33 трлн куб. м. Интересно, что строительство газопровода TANAP продолжалось меньше, чем переговоры по Nabukko. Планировалось, что эти мощности могут быть задействованы, в частности, и для транзита иранского газа: после снятия санкций Тегеран активно наращивает добычу углеводородов. В планах иранского Министерства нефти — увеличение добычи газа. А для наращивания поставок после снятия санкций для Ирана нет другой альтернативы, кроме TANAP. Но над Ираном сейчас нависли новые санкции, а новая труба, поможет диверсифицировать Ирану поставки углеводородов и противостоять возможным новым санкциям.
— Трубопровод TANAP призван обеспечить поставки газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз в Южную Европу. Потребители — Грузия, Турция, Греция, Албания, Италия, Болгария, в дальнейшем — Черногория, Хорватия, Румыния, Венгрия. TANAP рассматривается как составная часть Южного газового коридора и частичная альтернатива поставкам газа в Европу из России. Таким образом, источники импорта газа диверсифицируются, что с позиций европейских потребителей совершенствует энергобаланс и повышает энергобезопасность. Для Азербайджана это прорыв на новые рынки и повышение экспортной выручки.