Пенсионный фонд России (ПФР) подтвердил, что периоды в трудовом стаже, в течение которых с дохода работника не платились страховые взносы, не будут считаться компонентами увеличения его будущей пенсии. Чем было вызвано подобное разъяснение и в какой мере заявление ПФР коррелируется со стартовавшей в прошлом году пенсионной реформой — в материале News.ru.
Повод для очередного витка дискуссии о российских пенсиях дал глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Он обратился с запросом к главе Пенсионного фонда Антону Дроздову. В письме сенатор просил сообщить, на основании каких федеральных нормативных правовых актов произошли изменения в порядке исчисления трудового стажа, которые в текущем году перестали учитываться при формировании пенсии.
По информации сенатора, к таким периодам могут относиться служба в армии, уход за ребёнком, временная нетрудоспособность, уход за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, официально оформленная безработица, период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
Кутепов признал, что был вынужден обратиться непосредственно к руководителю ПФР, так как в Совфед — как, впрочем, и в Госдуму — продолжают приходить письма от обеспокоенных граждан. Они, с одной стороны, высказывают недовольство проходящей пенсионной реформой, а с другой — просят дать им исчерпывающую информацию о возможных изменениях в слагаемых начисления стажа — как общего трудового, так и страхового.
В ответе ПФР перечисленные сроки в трудовой биографии россиянина по-прежнему классифицировали как «нестраховые периоды», несущие социальную нагрузку. В принципе, как признал ПФР, они могут, предположительно, быть включены в страховой стаж, но только при условии, если им предшествовали или за ними следовали периоды страхования (независимо от их продолжительности). Тем самым, резюмируется в ответе ПФР, страховой стаж не может формироваться исключительно из нестраховых периодов.
Также Пенсионный фонд констатировал, что действующее правовое регулирование позволяет включать при назначении страховой пенсии основные, важные для человека периоды, когда он был не в состоянии трудиться. Иначе говоря, в теории получается — государство о тебе, когда ты состаришься, вспомнит и учтёт при начислении пенсии все самые неоднозначные нюансы. Но на практике встанет серьёзнейший вопрос: как конкретному работнику рассчитывать свою пенсию, когда её базовая часть, как известно, складывается из страховых баллов, а другая — накопительная — предельно зависит от его доходов во время его активной трудовой деятельности.
Так, в сентябре текущего года глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, комментируя введение гарантированного пенсионного продукта (ГПП), прямо указала, что у соотечественников явно недостаточно накоплений для того, чтобы соответствующий закон заработал в полную силу.
На мой взгляд, сейчас значительная часть населения имеет доходы, из которых им просто нечего выделять на увеличение пенсионного обеспечения в будущем, — заявила Матвиенко.
В июле 2019 года на одном из совещаний в Государственной думе аудитор Счётной палаты РФ Светлана Орлова сделала вывод на основе проведённых исследований: создать эффективную пенсионную систему в России пока не удалось.
По данным аудитора, стратегия долгосрочного развития пенсионной системы, реализуемая с 2013 года, никак не сказалась на качестве пенсионного обеспечения. За шесть лет её осуществления, отметила специалист Счётной палаты, коэффициент замещения не превысил 35%. Чтобы достичь 40%, средний размер страховой пенсии неработающего пенсионера в 2024 году должен составлять не менее 24 тыс. рублей. А для этого уже через два года страховые пенсии неработающих пенсионеров нужно увеличивать, по расчётам Счётной палаты, как минимум в два раза выше уровня инфляции.
Также в Счётной палате отмечают проблему: практикуемая с 2015 года формула определения страховой пенсии, когда её размер прямо пропорционален росту индивидуального пенсионного балла, никак не стимулирует работников трудиться дольше.
Доктор экономических наук, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин рассматривает ответ Пенсионного фонда на запрос сенатора Кутепова как совершенно предсказуемый, находящийся в русле и проводимой пенсионной реформы, и в целом социально-экономической политики правительства. При советской власти, отмечает эксперт, считалось: пенсия — это награда человеку за общественно полезную деятельность. Если вы ухаживаете за инвалидом, или получаете высшее образование, или делаете ещё что-то полезное, даже если вы не стоите у станка или не читаете лекции в институте, всё равно вы делаете что-то полезное для страны. И это время однозначно включалось в ваш трудовой стаж. Да, нужно было побегать, пособирать бумажки и доказать, что вы ухаживали за инвалидом, а не лежали на диване.
Логика сегодняшней власти, на взгляд собеседника News.ru, совершенно иная. Руководство страны, с точки зрения экономиста, принимает в расчёт не ваш полезный труд, а заплатили ли вы своевременно взносы в пенсионный фонд, или же сделал ли это ваш работодатель. И это логика не то что другая, она даже не страховая на самом деле, убеждён научный руководитель Института проблем глобализации. Остаётся только сожалеть, что такой подход демонстрирует государство. Конечно, дело здесь не в Дроздове. Делягин уточнил, что знает главу Пенсионного фонда как грамотного управленца, который всего лишь исправно выполняет вверенную ему функцию, не более того.