США унизили российские банки

Экономика 22 июня, 2018 / 14:00

Новый глобальный кризис, о котором так любят говорить эксперты и аналитики, кажется, Штатам ни по чём. Федеральная резервная система выяснила, что крупнейшие банки США достаточно стабильны и сильны, чтобы выдержать спад в экономике.

По данным Dow Jones, банковский сектор Америки показывает хорошую прибыль и к новым вызовам и угрозам готов. ФРС запустила для 35 банковских групп США особые стресс-тесты, проведение которых должно показать, насколько финансовая система Штатов держит удар. И, надо признать, со своими задачами кредитные организации справились. На данные 35 холдингов приходится 80% активов кредитных организаций, работающих в США. Итогом тестов стало то, что финансовые учреждения могут поддерживать достаточный уровень капитала, если придёт новый экономический коллапс. Что же, американцы получили свои «пятёрки», а вот какой балл ждёт нашу банковскую систему? Смогут ли им записать в зачётную книжку хотя бы «удовлетворительно»?

Фото: Global Look Press/imago stock&people/Richard B. LevineЗдание нью-йоркской фондовой биржи

После стресс-тестов большинство кредитных организаций Америки получат разрешение ФРС на повышение дивидендов. Однако для этого должен пройти второй раунд, завершение которого запланировано на следующую неделю. Специалисты определят, будут ли холдинги в состоянии одолеть ежегодные стресс-тесты, которые были введены как раз после кризиса 2008–2009 годов.

Согласно легенде ФРС, предполагающей снижение ВВП на 7,5% и рост уровня безработицы до 10%, суммарно потери по кредитам будут равны 429 млрд долларов.

При всём усложнении проведения сценария, уровни капитала у компаний после теоретического кризиса оказались на порядок выше, чем в годы перед последней рецессией. При этом эксперты констатируют, что нынешний сценарий оказался самым жёстким за всю историю их проведения.

Как таковые стресс-тесты необходимы для понимания состояния банковской системы и их способности реагировать в случае экономических форс-мажоров. Они служат своего рода настройкой требований к кредитным организациям.

Но, тем не менее, показавшие довольно скромные результаты Goldman Sachs и Morgan Stanley, которые с огромным трудом исполнили нормативное добавочное соотношение собственных и заёмных средств, уверены, что дела у них намного лучше, чем считают в правительстве.

Испытание по-русски

Между тем в России тоже проводятся подобные тесты. Однако у нас складывается всё не так красочно, как у заокеанских соседей. По итогам теста за 2017 год Центробанк увидел риски у 117 кредитных организаций в случае резких падений нефтяных цен. На эти финансовые организации приходится около 30% активов всего банковского сектора РФ. «Дыра» же банковской системы в случае прилёта к нам «чёрного лебедя» может превысить 500 млрд рублей. Однако, как уже ранее писал News.ru, прочности Центробанка хватит, чтобы помочь любым отечественным банкам, если на то, конечно, будет воля регулятора. И именно возможному падению котировок цен на нефть ЦБ РФ уделяет особое внимание. Для Банка России, да и для всей страны, — это наиболее сильный вызов.

Фото: Global Look Press/Xinhua/Wang YingНью-йоркская фондовая биржа

Методы проведения стресс-тестов различными регуляторами могут отличаться друг от друга. Это, в первую очередь, зависит от структуры экономики данных стран.

Например, в России подобная проверка носит бессистемный характер. ЦБ РФ проводит её только когда считает, что нагрузка и риски на валютный рынок и кредитные организации сильно возрастает. В этой связи отечественные финансовые учреждения не успевают накопить достаточный объём архива данных.

А в США холдинги идут на хитрость. В рамках собственных тестов они используют пессимистичный сценарий ФРС. И если по их итогам решат, что реальные тесты ФРС пройдены не будут, то на повторное рассмотрение могут быть представлены консервативные показатели.

В любом случае, результат стресс-тестов — это не жёсткие меры, которые могут, словно топор палача, зависнуть над финансовыми игроками, это всего лишь сигнал, посылаемый регулятором банковской системе, что что-то у неё не так, и надо залатать дыры. Кроме того, сейчас ФРС дала банкам понять, сколько капитала кредитные организации смогут вернуть своим акционерам, а это, в свою очередь, влияет на размер выплат.

Максим Ефремов, исполнительный директор ICBF:

Фото: FEDPRESS.RU

В первую очередь, подобное тестирование необходимо регуляторам для настройки требований к банкам, так как финансовые структуры действуют в рамках своих индивидуальных моделей и, разумеется, самостоятельно вносят необходимые коррективы в жизнедеятельность. Надзорные органы и банки, как правило, используют разные формулы для подсчётов устойчивости. Например, после недавних стресс-тестов представители Goldman Sachs, показавшего достаточно плохой результат, рассказали, что по их расчётам дела в компании обстоят гораздо лучше, чем по отчётам правительства. Методы ЦБ разных стран могут отличаться в зависимости от структуры экономики. Так, в результате недавнего стресс-теста, по условиям которого рубль должен был упасть на 39%, а цены на сырьё опуститься до 25 долларов за баррель, выяснилось, что проблемы могут возникнуть у 117 банков, на которые приходится порядка 30% активов всего банковского сектора. Тем не менее, стоит помнить об инструментарии ЦБ РФ, способного не допустить самого плохого варианта развития событий. Кризис, начавшийся в 2014 году, происходил на фоне снижения нефтяных цен с 115 долларов за баррель до 30 долларов и введения санкций в отношении национальной экономики. Несмотря на это, грамотное использование регулятором необходимых мер по стабилизации обстановки позволило избежать худшего.

Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари»:

Банк России регулярно проводит стресс-тесты российской банковской системы. Результаты теста за 2017 год стали известны в начале июня. Центробанк РФ отметил риски финансовых проблем у 117 банков в случае падения нефтяных цен, при этом объём общей «дыры» в российской банковской системе может составить 500 млрд рублей. Впрочем, волноваться не стоит — капитал ЦБ РФ составляет 8,4 трлн рублей. Стресс-тесты важны для понимания текущего состояния банков и их способности реагировать на случай экономического кризиса, падения цен на нефть или других форс-мажорных обстоятельств. Внимание при этом обращается на показатели достаточности капитала и ликвидности активов. Банк России предписал проблемным банкам устранить недостатки, чтобы исключить потенциальные сложности.

Владимир Рожанковский, эксперт «Международного финансового центра»:

Тема стресс-тестов финансовых учреждений — вообще-то давнишняя, но новое дыхание приобрела по следам глобального финансового кризиса 2008 года. Она напрямую связана с нелюбимой среди американцев концепцией too big to fail — системно значимых банков, которые в случае чего надо спасать во что бы то ни стало. В отличие от американских стресс-тестов, которые происходят систематически с равными интервалами времени, российские стресс-тесты назначаются ЦБ только в тех случаях, когда риски на валютном рынке или в банковской системе значительно возрастают. Подобная бессистемность не позволяет накопить достаточный объём архива данных, поэтому российские стресс-тесты, на мой взгляд, в большей мере «вещь в себе». Хотя, конечно, в любом случае польза есть.

Олег Богданов, главный аналитик «Телетрейд Групп»:

Фото: MOIKA78.RU

Стресс-тесты, которые проводят многие центральные банки, прежде всего, преследуют задачу определить слабые места в банковской системе при наступлении на рынке неблагоприятной конъюнктуры. Естественно, результаты сресс-тестов зависят от тех параметров, которые закладывает в них регулятор. Можно заложить снижение цен на базовые облигации на 20%, а можно и на 50%. Понятно, что результаты могут быть разные. Сейчас главная задача, например, у американского Федрезерва — это определить, каким образом будет функционировать система в условиях сокращения баланса ФРС и роста процентных ставок. Для российских банков будет актуален стресс-тест, в условиях которого будет сокращение операций РЕПО с ЦБ, резкое падение цен на ОФЗ и корпоративные облигации, отток вкладов населения. Думаю, что без поддержки ЦБ в текущих условиях все наши крупные банки с государственным участием будут несостоятельны. У средних и мелких банков ситуация, может, лучше, так как уже сейчас для них доступ к дешёвым ресурсам ограничен, и они вынуждены существовать в реальной стрессовой обстановке.