Экономика США продолжает расти, но этот рост сдерживается нехваткой квалифицированных кадров и повышением цен на энергоносители. При этом всё больше опасений вызывает угроза масштабной торговой войны, говорится в свежем региональном обзоре Федеральной резервной системы (ФРС), который по цвету обложки называют Beige Book («Бежевая книга»). Между тем, отмечают эксперты, в российской экономике наблюдаются сходные тенденции. В частности, обостряется проблема дефицита трудовых ресурсов в отдельных секторах. Кроме того, финансовая система РФ сохраняет высокую степень зависимости от доллара США, от целиком завязанного на американской валюте экспорта нефти и от торговой политики администрации президента Дональда Трампа.
Производственные предприятия во всех округах выразили обеспокоенность вопросом торговых пошлин, сообщает ФРС в своём обзоре. Американские предприятия теперь платят всё больше за нефть и газ, металлы и строительные материалы. Цены на сырьё растут, учащаются и перебои в поставках в результате изменения торговой политики. Авторы Beige Book фиксируют нехватку сотрудников «в широком круге профессиональных сфер, включая высококвалифицированных инженеров, специализированных рабочих в строительном и производственном секторах, а также IT-профессионалов и водителей грузовых автомобилей». Все эти факторы сдерживают экономический рост в США.
Дефицит квалифицированных кадров — не только американская проблема. Кадровый кризис грозит всей мировой экономике, утверждают аналитики Korn Ferry Hay Group, крупнейшей международной консалтинговой компании в области менеджмента. К примеру, потери российской экономики от недостатка специалистов с высшим или средним специальным образованием (около 2,8 млн человек) они оценивают в 300 млрд долларов за ближайшие двенадцать лет. По данным Центра трудовых исследований ВШЭ, в России около 12% молодёжи в возрасте 15−24 лет (почти 2 млн человек) сегодня исключены из сферы занятости, образования и профподготовки. Эксперты рекрутингового агентства Superjob предупреждают: при существующих тенденциях общий уровень реальной безработицы в РФ уже к 2022 году может увеличиться до 20−25% (сейчас около 5,5%). Дефицит трудовых ресурсов может помешать восстановлению и росту экономики уже в ближайшие годы, заявляют в Центробанке и в Минэкономразвития. По их оценкам, нынешняя ситуация не позволит достичь темпов роста ВВП выше 1,5−2% в год.
В экономической сфере Россию и США по-прежнему связывает многое, несмотря на неблагополучные политические взаимоотношения. Обе страны глубоко интегрированы в международное распределение труда, обе зависят от мировых цен на энергоносители. В 2017 году двусторонний товарооборот увеличился на 15,8% и составил $23,1 млрд. Российский экспорт в США вырос на 14,7%, до $10,6 млрд, американских товаров было закуплено на 16,8% больше, чем в 2016 году, на $12,5 млрд. Однако ситуацию начинает портить протекционистская политика администрации Дональда Трампа. Убытки российских компаний от введения США заградительных пошлин на сталь и алюминий могут составить около $3 млрд — не менее $2 млрд по стали и $1 млрд по алюминию, предположил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Проблемы России ещё и в том, что её экономика не сможет уйти от доллара в ближайшей перспективе — мешает как нефть в структуре экспорта, так и глобальные финансовые потоки, которые в значительной степени сконцентрированы в долларе как в наиболее влиятельной валюте мира. По словам главного экономиста Альфа-Банка Натальи Орловой, российский фондовый рынок — это на 95% оборот рубль/доллар, и на 5% — остальные валюты. Что касается нефти и газа, продающихся опять-таки за доллары, то доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете к концу 2017 года выросла до 40%, хотя в 2015 году упала до 30%.
Сейчас, действительно, ситуация сложная. В США очень большой дефицит торгового баланса, сотни миллиардов долларов. Администрация Трампа пытается выправить отрицательный торговый баланс. Для этого нужно меньше покупать и больше продавать. Чтобы меньше покупать, он повышает тарифы на ввозимую продукцию. Ответным мерами являются тарифы на американские товары. Все эти торговые войны мы видим сейчас в режиме онлайн. Как результат, цены на торгуемые товары повышаются. Это, естественно, бьёт по экономике. Себестоимость товаров начинает расти. Самое главное, что у США вряд ли в долгосрочной перспективе получится сократить дефицит торгового баланса, поскольку мировая экономическая ситуация ухудшится. На Россию, правда, такие изменения в торговых соотношениях влияют мало. Куда больше влияют санкции западных стран, поскольку мы достаточно сильно зависим от зарубежных технологий, а на них сейчас фактически устанавливаются запреты.