Соединённые Штаты нашли ахиллесову пяту у проекта «Северный поток — 2». Речь идёт о двух участвующих в строительстве газопровода компаниях — швейцарской Allseas и итальянской Saipiem, пишет немецкое издание Handelsblatt. По данным его источников, Госдепартамент готовит пакет санкций в отношении этих подрядчиков, и такая ситуация очень нервирует Берлин. Впрочем, уверяют эксперты, администрация президента Дональда Трампа не способна помешать конечной реализации проекта.
Из двух европейских компаний, оказавшихся под прицелом США, по-настоящему уязвимой можно считать лишь Allseas. Если итальянцы уже закончили работы на своём участке, то швейцарцам предстоит ещё проложить большую часть труб. Именно на Allseas, которая имеет операционную базу в Нидерландах, возложено более 90% работ по прокладке газопровода по дну Балтийского моря к 2020 году. Эта компания — узкоспециализированная, и, если она попадёт в санкционные списки, найти ей адекватную замену будет сложно, отмечает Handelsblatt.
Власти Германии на всех уровнях пытаются воздействовать на Вашингтон, чтобы тот перестал вмешиваться во внутриевропейский проект. По сведениям Handelsblatt, к вопросу подключился глава МИД Хайко Маас, пытающийся убедить американских коллег, что «Северный поток — 2» имеет сугубо коммерческую направленность и никакого отношения ни к выборам в США, ни к Скрипалю, ни к прочим политическим проблемам не имеет. Берлин предупредил, что выход Allseas из проекта не закроет его, а лишь ослабит желание Германии настаивать на продолжении транзита газа через Украину.
Однако американцы продолжают стоять на своём. В частности, посол США в Берлине Ричард Гренель выразил уверенность, что после того, как Вашингтон введёт санкции против ключевых участников проекта (каковыми являются Allseas и Saipiem), остальные выйдут из него сами. В общей сложности, напомним, около 200 компаний из 20 стран задействованы в строительстве.
«В прошлом году Белый дом давил на Иран, в этом году он переключился на Германию», — полагает Handelsblatt.
Реализовать свои угрозы в отношении «Северного потока — 2» Вашингтону будет крайне затруднительно по нескольким причинам, убеждены эксперты. В частности, по их словам, речь идёт о непреодолимой правовой коллизии. Да, закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), подписанный президентом Трампом 2 августа 2017 года, даёт США право вводить санкции в отношении европейских компаний — инвесторов «Северного потока — 2». Однако в документе чётко прописано, что это возможно только по согласованию с союзниками США в ЕС. В данном случае с Германией, которой очень нужен российский газ, напоминает партнёр консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Даже если предположить, что все европейские партнёры «Газпрома» (основного подрядчика и бенефициара) покинут проект под угрозой санкций, российская компания вполне способна довершить начатое в одиночку. При реализации таких крупных инвестпроектов, как «Турецкий поток», «Сила Сибири» или «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» «Газпром» обходится без участия иностранных инвесторов, полагаясь лишь на собственные ресурсы, говорит аналитик.
«Введение адресных санкций в отношении европейских компаний — участников проекта чревато для США политическими рисками, которые перекроют для них все гипотетические выгоды. Выстрелить в своего союзника можно лишь один раз. Второй выстрел будет уже во врага», — рассуждает директор Фонда энергетического развития Александр Фролов.
По его словам, в случае с «Северным потоком — 2» решающее значение имеет экономический интерес покупателя — Германии и других государств ЕС. Речь идёт о спросе и предложении. В частности, газопровод позволит дополнительно доставлять из России в Германию до 55 млрд куб. м газа в год.