В Иран вернулись санкции

Экономика 06 августа, 2018 / 17:15

США в одностороннем порядке восстановили масштабные санкции в отношении Ирана. Первая волна ограничительных мер, действие которых было приостановлено после заключения ядерной сделки в 2015 году, вступила в силу 6 августа. В соответствие с заявлениями Минфина США от 8 мая и 27 июня 2018 года, речь идёт о широком спектре запретов. Так, иранцам не позволено приобретать американские доллары, а гражданам США — иранские реалы. Вводится эмбарго на поставки Исламской Республике драгоценных металлов, угля, алюминия, стали, графита, программного оборудования.

Ковры, чёрная икра, фисташки

Кроме того, американские авиастроители не смогут экспортировать в Иран самолёты и запчасти к ним, а торговые сети и частные лица — покупать персидские ковры, чёрную икру и фисташки. Более того, как предупредил госсекретарь США Майк Помпео, его страна намерена ввести в отношении Тегерана даже более жёсткие санкции, чем те, что существовали до подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВДП) по иранской ядерной программе. Помпео, сделавший своё заявление на борту самолёта по возвращении из азиатского турне, не стал раскрывать деталей.

К слову, подобная недосказанность стала частью риторики, звучащей из уст представителей администрации Дональда Трампа. В течение нескольких месяцев эмиссары Госдепа и Минфина США проводили встречи со своими партнёрами за рубежом, прежде всего в европейских столицах, для разъяснения позиции Вашингтона. Однако и Лондон, и Берлин, и Париж, а также официальные лица ЕС в Брюсселе выражали своё категорическое несогласие с двумя шагами США — с выходом из СВДП и с введением эмбарго на экспорт иранской нефти. В итоге, судя по всему, американцы так и не дали чёткого ответа Европе относительно механизма введения санкций, а также не представили какую-либо альтернативу СВДП. Что касается Ирана, то он в обмен на снятие санкций пошёл на значительные уступки, согласившись поставить под полный контроль свою ядерную программу и подтвердив, что ни при каких условиях не будет стремиться получить, разработать или приобрести любое ядерное оружие.

Фото: Global Look Press/AFLO/Yoshio TsunodaГоссекретарь США Майк Помпео

Европа защищается

Поскольку санкции Вашингтона носят односторонний характер и несут угрозу интересам европейцев, ЕС применил положения «блокирующего постановления». Этот документ от 22 ноября 1996 года запрещает европейским компаниям выполнять ограничительные меры третьей стороны и позволяет не признавать экстерриториальные судебные решения. Впервые Евросоюз использовал его как раз в 1996-м, защищая свои интересы на Кубе от американских санкций. Очевидно, что благодаря этому постановлению европейские экономические операторы смогут продолжить сотрудничать с Ираном в сфере торговли и финансов. Но это — в теории. Так как бизнес живёт по своим правилам, многие западные компании покидают или уже покинули Иран под угрозой вторичных санкций со стороны США. Так, по данным агентства Bloomberg, о своём уходе из Исламской Республики уже объявили такие гиганты, как Total, Peugeot, General Electric, Boeing, Siemens, Dover, Reliance.

В начале ноября вступит в силу вторая, вероятно, ещё более мощная волна возобновлённых санкций — меры в отношении судоходного и судостроительного сектора в Иране, меры против иностранных банков за работу с Центробанком Ирана, а также меры против энергетического сектора республики. Эксперты полагают, что в этой ситуации Тегеран будет искать новые рынки сбыта и выстраивать новые альянсы. В частности, речь может идти о схемах бартерного обмена нефти на различные товары и услуги. Как сообщало 2 августа иранское агентство Mehr, такая договорённость была достигнута с Белоруссией. Об интересе к программе «Нефть в обмен на товары» заявлял и глава Минэнерго РФ Александр Новак. Министр напомнил, что между РФ и Ираном заключён двусторонний договор от 2014 года, регулирующий поставки нефти.

Фото: Global Look Press/Xinhua/Liu XiangАлександр Новак на пресс-конференции после совещания ОПЕК

По мнению старшего научного сотрудника Института экономической политики имени Гайдара Сергея Жаворонкова, нынешние и намеченные на ноябрь санкции США в отношении Ирана не будут иметь «абсолютно никаких последствий» для глобальной экономики и торговли. «А для России это исключительно выгодно, поскольку Россия является прямым конкурентом Ирана по нефтяному рынку», — выразил мнение эксперт в беседе с News.ru.

В начале июля, напомним, первый вице-премьер Ирана Эсхак Джахангири сообщил, что с целью противодействия санкциям США правительство позволит иранским частным компаниям самостоятельно экспортировать нефть. В интервью агентству Mehr чиновник заметил, что сейчас уже около 60 тыс. баррелей продаются на внутренней бирже и «любой, кто попытается забрать иранскую долю нефтяного рынка, предаст Иран и однажды заплатит за это». Эсхак Джахангири назвал «актом психологической войны» призыв администрации Дональда Трампа к государствам — союзникам США свести закупки нефти из Ирана к нулю к 4 ноября 2018 года.