Российский фондовый рынок в целом без энтузиазма встретил перестановки в правительстве. Индексы МосБиржи и РТС торговались во вторник в «красной зоне», доллар и евро — в небольшом плюсе. До инаугурации многие эксперты не исключали смены премьера. Назывались разные имена: Эльвира Набиуллина, Валентина Матвиенко и даже Алексей Кудрин. Однако премьер не поменялся, его кресло продолжит занимать, как и ранее, Дмитрий Медведев. Для экономики страны это означает, что политика правительства останется достаточно либеральной.
Между тем в самом кабмине произошли интересные перестановки. Дмитрий Медведев предложил кандидатуру Антона Силуанова в качестве первого заместителя главы правительства. Он сменил в 2011 году Алексея Кудрина на посту министра финансов. О том, как Силуанову удастся совмещать оба кресла и что приобретёт от этого финансовый блок правительства, рассказывает News.ru.
Антон Силуанов — хороший исполнитель, но при этом он остаётся жёстким консерватором. Поэтому нестандартные и инновационные решения или реформы — это не его спутники. С одной стороны, именно консервативный подход позволяет удерживать дефицит бюджета в установленных рамках, с другой — наращивание доходов бюджета будет происходить за счёт непопулярных решений и роста внешних заимствований.
Напомним, что Силуанов долгие годы работал в кудринской команде. На момент ухода Кудрина, возглавлявшего ведомство с 2000 года, финансы доверили именно Силуанову. Сам Кудрин рекомендовал кандидатуру Силуанова, считая, что тот при поддержке премьера справится с любыми вызовами. Силуанов — ветеран Минфина, работает там с 1992 года. Помимо основных своих обязанностей, он также с прошлого года стал председателем набсовета второго по размерам российского банка — ВТБ.
Отметим, что Силуанов всячески пытался избавить экономику от нефтяной зависимости и снизить административную нагрузку на бизнес. Ранее основная часть конъюнктурных доходов уходила на госрасходы, это создавало некую иллюзию благополучия. Но, по большому счёту, именно таким образом был спровоцирован кризис в бюджете. Благодаря новому бюджетному правилу зависимость курса рубля от нефтяных котировок заметно снизилась.
Кроме того, ведомство вело работу по формированию сбалансированности региональных бюджетов, сокращая тем самым долги регионов.
Крайне важной задачей для министерства было преодоление структурных ограничений. При достаточном количестве денег в бюджете эффективно ими распоряжаться не удавалось. Вылечить эту «болезнь» призваны были механизмы проектного управления.
Минфин Силуанова выступал за обеспечение равных конкурентных условий для предпринимательства. Можно вспомнить и расширение безналичных расчётов, внедрение ЕГАИС, маркировку товаров, рост собираемости налогов и в целом вывод российской экономики из тени. Также министр выступал за создание здоровой финансовой системы и многоуровневой банковской системы.
В новой должности Силуанову придётся решать как новые, так и старые проблемы, которые тянутся порой годами. Остаётся надеяться, что всё реализуемое и задуманное будет сделано. А самое главное, перемены к лучшему смогут увидеть граждане России.
— Представление Антона Силуанова на пост первого вице-премьера с сохранением за ним должности министра финансов не является чем-то новым в российской истории. Ранее, в 2000 году, в таком же формате работал Михаил Касьянов, а чуть позже — Алексей Кудрин. Правда, они не имели статуса первого вице-премьера. Наделение Антона Силуанова столь высокими полномочиями свидетельствует о двух обстоятельствах — таком же высоком уровне доверия к нему и важности стоящих перед ним задач. Задачи прописаны в очередном майском указе президента Путина и потребуют недюжинных усилий всего правительства. Профессиональные качества Антона Силуанова в комментариях не нуждаются, поэтому есть все основания полагать, что его назначение на должность первого заместителя премьера с совмещением поста министра финансов — совершенно логично и оправданно. Ну а всё остальное покажет время. Цыплят по осени считают. До следующей осени осталось шесть лет.
— Вопрос назначения господина Силуанова на пост первого заместителя главы правительства лично для меня — тайна за семью печатями. Разумнее было бы всё-таки не совмещать эти посты в кабинете министров, но тут, скорее всего, преследуется мысль о более тесном взаимодействии главы правительства с ключевыми ведомствами через симбиоз совмещения должностей. Как мы видим, в последние годы все попытки нашего экономического блока не слишком успешны и убедительны на фоне общемировых санкций в отношении нашей страны, и общий градус геополитического противостояния только набирает обороты. Кроме того, в условиях меняющейся общемировой монетарной политики в сторону ужесточения, не дай бог грянет новый кризис, связанный с переоценкой активов. Как мы будем себя чувствовать на нашем берегу — многим экономистам и просто обывателям совершенно непонятно. А в силу уже всем привычного «принципа ручного управления государством» тут вообще очень много вопросов, как всё это будет работать в реальной жизни.
— Назначение Антона Силуанова на такой пост удивляет. Впрочем, о возвышении говорить рано, скорее всего, господин Силуанов будет трудиться в поте лица, совмещая две должности. Но он не стратег. Можно напомнить, что фискальная политика при нём сводилась к раздаче денег из бюджета, а эффективным инструментом регулирования экономики она не была. Хотя большинство целей, на которые расходовались, например, средства Резервного фонда (почившего в бозе), были важными, но не самыми эффективными. При этом Силуанов и чиновники Минфина неоднократно выступали с непонятными народу налоговыми инициативами — то новый налог на самозанятых, то повышение НДФЛ, то повышение НДС. Положительных сторон для экономического роста от назначения Силуанова я не вижу.