Масштабный энергетический проект «Сила Сибири», за несколько лет успевший обрасти огромной массой слухов, домыслов, и как восторженных, так и скептических оценок, близок к завершению. Построено более 99% линейной части газопровода от Чаяндинского месторождения в Якутии до границы с Китаем, говорится в презентации «Газпрома» ко Дню инвестора.
С 1 декабря 2019 года «Газпром» начнёт поставлять газ в Китай по «Силе Сибири», сообщил недавно глава корпорации Алексей Миллер. Напомним, заключенный в мае 2014 года договор с крупнейшей китайской нефтегазовой компанией CNPC предусматривает ежегодную поставку 38 млрд куб. м. российского природного газа в КНР в течение ближайших 30 лет.
«Сила Сибири» станет основной магистралью Якутского и Иркутского центров газодобычи для транспортировки газа российским и китайским потребителям. Общая протяжённость газопровода — около 4500 километров с 9-ю компрессорными станциями мощностью более 1200 МВт. Строительство шло в сложных природно-климатических условиях: в Якутии — через вечную мерзлоту и горы, где много карстовых, гранитных и базальтовых пород; в Амурской области — через реки и болота. Компрессорная станция «Зейская» (в 18 километрах к северу от г. Свободный Амурской области) создавалась на земле, промерзавшей вглубь на два метра, зимой работы велись при минус 40 и сильном ветре.
Критики «Силы Сибири» указывают на нерентабельность магистрали в кратко- и среднесрочной перспективе, считая, что она окупится не раньше, чем через 30 лет после ввода в эксплуатацию. Сторонники, в свою очередь, напоминают, что подобного рода проекты редко приносят быстрый коммерческий эффект.
Пример тому — газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород». Советский Союз построил его в начале 1980-х на кредиты европейских банков, выданных под выручку от последующих поставок газа в Европу (сделка «газ — трубы»). Финансовая отдача была получена уже после распада СССР, когда «Газпром» стал наращивать экспорт в ЕС, который между 1990-м и 2005 годом вырос со 110 до 154,3 млрд куб. м — благодаря этому компания компенсировала потери от поставок в бывшие союзные республики, осуществлявшихся фактически по бартеру.
«Конечно, газопровод „Сила Сибири“ дорогостоящий. Но в 2018 году в „Газпроме“ озвучивали прогноз, согласно которому совокупный объём инвестиций в проект составит 1,1 трлн руб. В валютном эквиваленте это около €14 млрд, что на 40% больше суммы вложений в строящийся „Северный поток-2“ даже с учётом возможной корректировки маршрута и удорожания строительства», — поясняет News.ru заместитель директора информационно-аналитического центра Альпари Наталья Мильчакова.
Впрочем, отмечает она, здесь нужно учитывать более сложные геологические и климатические условия, в которых осуществляется проект «Сила Сибири». Поскольку изначально в «Газпроме» объём инвестиций оценивали почти в 2 трлн рублей, фактическая цифра оказалась даже ниже плановой.
«Для России строительство такого газопровода — это возможность диверсифицировать клиентскую базу, ослабить зависимость от европейских потребителей и, тем более, от еврочиновников, которые вводят против РФ санкции. Кроме того, это возможность выйти на китайский рынок, обладающий высоким потенциалом роста, и в перспективе неплохо заработать», — рассуждает Мильчакова.
По её словам, к 2030 году потребление газа в Китае может вырасти до 500 млрд куб. м в год, что сравнимо с сегодняшним объёмом потребления голубого топлива по всей Европе. Если не случится нового мирового кризиса и нефтяные котировки не упадут до $30 за баррель, что приведёт и к обвалу цен на рынке газа, то магистраль «Сила Сибири» окупится, как и многие другие газпромовские проекты, в горизонте 10−15 лет. А с учётом снижения затрат на строительство, возможно, даже за 10−11 лет, но уж никак не 30, резюмирует Наталья Мильчакова.
Как поясняет руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов, 26 февраля «Газпром» проводит День инвестора в Гонконге, а 28 февраля — в Сингапуре. По словам эксперта, эта инвестиционная презентация призвана расширить интерес к газовому холдингу на биржевых площадках Азии. Что касается «Силы Сибири», никто и не скрывал, что сама по себе рентабельность трубопровода очень растянута во времени. К тому же, отмечает Блинов, в 2005 году цена на природный газ составляла около $11−14 за куб. м, а сегодня она находится на уровне $2,8−2,9.
«Контракт рассчитан на очень длительный срок, при этом в современном мире растёт спрос на природный газ и СПГ не только в Европе, но и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Прежде всего, в Китае с его быстро растущей экономикой. В ходе эксплуатации трубопровода стоимость газа вполне может и вырасти, даже несмотря на рост поставок СПГ в страны ЕС из США, где крайне активно развивается нефтегазовая отрасль», — рассуждает собеседник News.ru.
Несмотря на нынешнюю геополитическую нестабильность, на разнотолки о целесообразности «Силы Сибири», вопросы стратегического партнёрства и взаимовыгодные внешнеторговые контракты сохраняют свою актуальность, отмечает Блинов. Мало кто в СССР предполагал, что тогдашний магистральный газопровод «Дружба» станет своего рода предтечей современных и ещё более масштабных «Северного потока» и «Голубого потока». И если мировую экономику постигнет кризис, «Сила Сибири» может оказаться крайне полезной странам АТР, которым в условиях ценовых скачков на энергоносители остро понадобятся бесперебойные и гарантированные поставки голубого топлива.
«Проект „Сила Сибири“ изначально является основополагающим для обеспечения устойчивого развития Сибирского и Дальневосточного федеральных округов РФ. Понятно, что развитие невозможно без госпроектов. Те исследования, которые проводились ещё перед строительством, а потом подтверждались, говорят о заведомой успешности проекта, поскольку индекс доходности составляет 1,23, а это хороший показатель для дальнейшего извлечения прибыли», — поясняет трейдер-аналитик компании «ФинИст» Александр Ершов.
Конечно, продолжает собеседник News.ru, изначально существовали такие очевидные риски, как тяжёлые природно-климатические условия района постройки, вероятная нехватка квалифицированных кадров. Однако для Дальнего Востока это и дополнительные рабочие места, в которых он так нуждается, это и возможность развивать другие отрасли экономики, прокладывать новые дороги. Наконец, это очередное подтверждение не только деловых, но и дружеских отношений с Китаем, особенно актуальных ввиду разлада с Западом.
«Оправданность строительства газопровода „Сила Сибири“ становится всё более очевидной. Природный газ уверенно движется к доминирующей роли в энергетике, и конкуренция в этом секторе только ужесточается», — говорит главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков, напоминая об агрессивной политике США по продвижению своего сжиженного природного газа в мире.
По его словам, фактически разворачивается борьба между США и РФ за крупнейшие рынки сбыта энергоносителей — европейский и азиатский. Российский газ представлен в основном в трубопроводном формате, американский — в формате СПГ. Поэтому не стоит удивляться тому, что Россия, не собираясь отдавать перспективнейший энергетический рынок на откуп США, развивает газотранспортную инфраструктуру по этому направлению.
«Другой момент связан с реализацией этих проектов, в нём — вся суть критики „Силы Сибири“. Наверняка этот газопровод можно было построить дешевле, но сейчас это скорее вопрос риторического характера, учитывая сложившуюся в России модель взаимодействия государства с крупным бизнесом и фактической готовностью этой магистрали», — отмечает Быков, сетуя на то, что бичом крупных проектов отечественных компаний по-прежнему остаётся низкая коммерческая эффективность.
Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский согласен с коллегами в том, что проект окупится нескоро. Прогноз насчёт 30 лет он считает вполне обоснованным.
«С другой стороны, даже при долгой окупаемости имеет смысл строить газовую магистраль и экспортировать газ в Китай. Во-первых, проект обеспечивает загрузку смежных предприятий, например, производителей труб и другого оборудования. Во-вторых, работая даже на грани себестоимости, „Сила Сибири“ будет обеспечивать большое количество рабочих мест. В-третьих, это источник получения валютной выручки», — говорит Капустянский.