Министерство экономического развития выступило с инициативой разрешить ФАС не публиковать данные о ходатайствах компаний по проведению сделок. Согласно предлагаемым ведомством поправкам, перечень корпоративной информации, которую можно будет скрыть от посторонних глаз, существенно расширят.
Отмечается, что данный законопроект разработан, прежде всего, в целях поддержки системообразующих предприятий России, составляющих фундамент отечественной экономики. Документ будет способствовать в решении проблем, связанных с антироссийскими санкциями. Не исключено, что нововведения позволят обойти ограничения Запада и минимизировать риски для компаний.
«Положения законопроекта предполагают наделение правительства правом определять случаи, в которых хозяйственные общества могут не осуществлять раскрытие или предоставление информации, которые предусмотрены федеральными законами „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, „Об акционерных обществах“ и „Об обществах с ограниченной ответственностью“, в том числе правом ограничивать доступ или публикацию указанной информации», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Данный документ соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время на рассмотрении в Совете Федерации и Госдуме отсутствуют законопроекты с аналогичным содержанием.
Отметим, что в России насчитывается 199 системообразующих предприятий, среди которых такие гиганты, как «Роснефть», РУСАЛ, «Новатэк», «Русагро», «Северсталь», АФК «Система», АЛРОСА и др. При этом некоторые из них занесены в санкционные списки. Наиболее чувствительными для отечественного бизнеса был чёрный список Минфина США от 6 апреля, в который угодили, в частности, РУСАЛ, «Ренова», En+, «Группа ГАЗ».
Как уточнили РБК в пресс-службе ФАС, инициатива Минэкономразвития распространяется лишь на предприятия из перечня системообразующих, то есть практически на 200 крупнейших предприятий, действующих на территории страны.
Между тем в России с декабря прошлого года действует возможность в определённых случаях ограничивать публикацию отдельных видов информации для компаний — этого добился кабинет министров. Соответственно, данные поправки значительно расширят уже действующие правила.
Так, ЦБ РФ будет наделён правом в конкретной ситуации не раскрывать сведения, касающиеся ликвидации и реорганизации банков. Кроме того, как сообщалось, российские кредитные организации получат право не афишировать данные о своих владельцах, попавших под санкции.
Однако то, что банки не будут раскрывать информацию о своих собственниках, совсем не означает, что западные инвесторы ринутся с ними сотрудничать. Ведь в качестве перестраховки с финансового учреждения могут потребовать предоставить документы о санкционных рисках, если есть подозрение, что они имеют место быть. В этой связи, так как кредитные организации не смогут предоставить такие данные, контрагентам самим придётся брать на себя подобные риски, если они будут до такой степени заинтересованы в сотрудничестве с банком. Но в это, честно говоря, слабо верится. Им будет проще отказаться от возможного сотрудничества и поискать на рынке другого, более надёжного, по их оценке, игрока.
Напомним, что ранее было решено, что на российские компании, а также банки не будут распространяться действия закона о контрсанкциях. Такие заверения со стороны депутатов получил Минфин. Финансовое ведомство было обеспокоено, что 25% в капитале компаний, работающих на территории России, может быть истолковано как совокупность собственников. Таким образом, под подобную норму можно было подвести фактически любую компанию.
В любом случае, в данной ситуации наилучшим ответом на ограничения могли бы быть открытость и привлекательные условия для инвестиций. Иностранные корпорации должны быть сами заинтересованы в развитии российской экономики. А пока — это лишь шаг на пути ограничения транспарентности, который обусловлен в большей степени экономическими факторами. Действия МЭР могут в конечном итоге привести к снижению конкуренции на рынке в целом и заложить основы для деструктивных процессов в долгосрочной перспективе. Кроме того, отсутствие прозрачности в сфере антимонопольного регулирования будет способствовать росту концентрации на рынке доминирующих компаний.
— Следует отметить, что предлагаемые законопроектом поправки затрагивают не только ФЗ «О защите конкуренции», но и ряд других законов и закрепляют за правительством право определять случаи, при которых размещение конкретной информации будет ограничено либо доступ к определённым сведениям будет ограничен (в частности, к сведениям о реорганизации и ликвидации кредитных организаций; о создании юридического лица и его предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, изменении его уставного капитала, адреса нахождения, стоимости чистых активов; об информации центрального депозитария). Таким образом, предлагаемые поправки нацелены усилить ранее принятые меры, позволяющие не раскрывать информацию о крупных сделках, связанных с выполнением государственного оборонного заказа либо заключённых с российскими юридическими и физическими лицами, в отношении которых иностранными государствами введены меры ограничительного характера. В связи с этим новая инициатива Минэкономразвития носит скорее двойственный характер, так как ограничение правительством доступа участникам хозяйственного оборота к сведениям, которые в настоящее время публикуются и используются в целях проверки контрагентов, усложнит деятельность предпринимателей, которые будут вынуждены проверять сведения о своих потенциальных партнёрах, используя иные источники.
— Законопроект Минэкономразвития может иметь потенциальный положительный эффект в краткосрочной перспективе, но в средне- и долгосрочной перспективах, скорее всего, приведёт к значительно более сильными негативным эффектам. Сокрытие части данных о готовящихся крупных сделках, а также информации о конечных собственниках акционерных обществ позволит защитить предприятия от санкционного давления лишь на первых этапах реализации законопроекта, когда действительно будет сложно отследить конечных бенефициаров. Это позволит фигурантам санкционных списков создавать новые компании, где структура акционерного капитала будет сокрыта. Однако маловероятно, что в условиях глобального рынка удастся действительно эффективно защищать информацию от распространения. В конечном итоге нельзя исключать введение санкционных ограничений в целом против компаний, которые подпадают под действие готовящегося законопроекта. Таким образом, видно, что предложенный законопроект Минэкономразвития не достигает своей основной цели — защиты системообразующих предприятий от введения мер ограничительного характера. В то же время, он несёт ряд дополнительных негативных эффектов. В частности, закрытие части информации для публичных обществ сделает их менее привлекательными для инвесторов, снизит эффективность отдельных федеральных законов.
— Данный законопроект в настоящий момент находится на стадии антикоррупционной экспертизы и публичных обсуждений. Предлагаемые меры по своей цели носят защитный характер, так как позволяют скрыть информацию о компаниях, связанных с лицами, попавшими в санкционные списки. Стоит отметить, что меры по сокрытию информации не являются эффективными и более того, могут ещё больше навредить российскому бизнесу. Во-первых, информация, доступ к которой предлагает ограничить данный законопроект, может быть получена из ряда иных источников, как связанных, так и не связанных с официальными. Непонятно, будут ли предприниматься попытки ограничить её распространение и насколько это технически возможно. Во-вторых, компания, скрывающая часть информации, рискует заранее вызвать недоверие как со стороны российских, так и со стороны иностранных контрагентов. Последние, вероятнее всего, будут отказываться работать с подобными юридическими лицами. И, наконец, данный законопроект, очевидно, не послужит препятствием дальнейшему расширению списка подсанкционных компаний. В отношении нераскрытия сведений ФАС отдельно стоит отметить, что отсутствие прозрачности в сфере антимонопольного регулирования потенциально может привести к ещё большей концентрации рынка в пользу и доминирующих на рынке компаний. Несмотря на то, что непосредственно ФАС будут доступны сведения о сделках и иных действиях поднадзорных компаний, возможности надзора за рынком всё же существенно ограничены без «общественного контроля» со стороны участников рынка, например, путём подачи заявлений о правонарушениях или предоставлении сведений о влиянии на состояние конкуренции совершённых сделок, подлежащих государственному контролю.
— Законопроект вряд ли сможет стать действенным инструментом для обхода антироссийских санкций. Подобные манёвры могли сработать, если бы ограничения вводились на основе критериев чётко установленных и закреплённых международными нормами, а сами компании могли бы обеспечить беспрецедентный уровень секретности. Однако на текущий момент это не так. Расширение антироссийских санкций в этом году ещё раз наглядно это демонстрирует. США для новых ограничений могут указывать любую причину, обосновывая её секретными данными по линии спецслужб или другими мотивами (например, если какие-то данные по российской компании засекречены государством, это уже может стать поводом для внесения её в чёрный список). К тому же не стоит забывать, что если речь идёт о публичных компаниях, акции которых торгуются на бирже, уменьшение уровня прозрачности их бизнеса может стать поводом для снижения рейтинга и доверия инвесторов. В условиях активно используемой практики национального протекционизма формальные меры защиты не смогут помочь.
— Скрывать сделки государственных компаний, с одной стороны, правильный шаг, который, скорее всего, может частично нивелировать ситуацию с санкциями. Однако есть и другая сторона этого законопроекта. Непрозрачность всегда ведёт потенциально к росту коррупции и проведения различных махинаций с государственными средствами. Поэтому встаёт вопрос, насколько государственные компании выиграют от этих мер и проиграют от роста коррупции. В свою очередь, если будет разработан дополнительный метод контроля за сделками в рамках государства без обнародования, этот фактор сможет сократить потери.