Счётная палата обратится в Генеральную прокуратуру. На этот раз ведомство Алексея Кудрина заинтересовалось использованием Минкультуры бюджетных средств, которые были направлены на сохранение культурно-исторического наследия в 2016-2018 годах.
В Счётной палате считают, что в Минкультуры довольно формально отнеслись к контролю за использованием средств. Так, остатки неизрасходованных инвестиций за три года выросли до 2,8 млрд с прежних 100 млн рублей, а в прошлом году ведомство не использовано 80% доведённых средств.
Как считает директор информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев, ни одно федеральное министерство или ведомство не блещет эффективностью. Исключением может быть Минфин или Банк России, но это факт, действительно, вопиющий.
Эффективность работы Счётной палаты заметно повысилась после назначения Алексея Кудрина. Важнейший момент — это, конечно, дотации национальной киноиндустрии. Никита Сергеевич Михалков, конечно, прав. Без национального кино не может быть национальной культуры и состоявшейся российской нации, — отметил Разуваев.
Собственно, одной из обязанностей Счётной палаты как раз и является поиск нарушений в расходовании средств, о чем ведомство отчитывается с завидным постоянством. Например, недавно были обнаружены завышения в расходах на закупку питания для заключенных ФСИН на сумму более 237 млн рублей. Или нарушения в работе Центральной базовой таможни на более чем 1 млрд рублей. При этом почти по каждому из эпизодов ведомство отправляет заявление в прокуратуру и прочие органы, но служители закона крайне редко возбуждают дела по переданным материалам.
Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев считает, что гораздо чаще нарушители получают выговор, после чего дают обещание провести проверку. Таким образом, не стоит ожидать каких-либо серьёзных последствий в отношении Минкульта, отмечает он, так как размер убытка, по сравнении с другими случаями, достаточно небольшой.
Разумеется, подобные действия государственных учреждений наносят урон экономике страны, однако оценить реальный ущерб попросту невозможно. Тем не менее, согласно статистике Счётной палаты, в 2017 году общая сумма только выявленных нарушений составила 1,9 трлн рублей.
Вопрос неверного расходования бюджета, или неумения своевременно проработать все стадии проекта и довести его до конца, актуален к обсуждению во все времена. Точно так же, как и вопрос коррумпированности властей. Даже в Китае, где действует смертная казнь за подобное превышение служебных полномочий, продолжают появляться личности, кто готов рискнуть ради наживы.
В РФ же будет либо выговор, либо увольнение. В худшем случае дело дойдет до суда, решение которого, снова-таки, будет зависеть от финансовых возможностей подсудимого, — сказала ведущий аналитик «Эксперт Плюс» Мария Сальникова.
Почему стоит оценивать действия по недоработке проектов в сравнении с коррумпированностью? Потому что недоработки всегда проще списать на низкий уровень компетенции подрядчика, поделив при этом часть затраченных средств между собой. Хотя, по праву, есть ответственные лица, руководители, которые обязаны контролировать все стадии работ и получать финансовое наказание за их невыполнение.
Ущерб от подобного отношения к проектам, говорит Сальникова, можно оценить самостоятельно, посмотрев на состояние домов в городах России, состояние дорог, чистоту улиц, дворов, состояние музеев, памятников архитектуры и т.д. Любые недоработки, при наличии постоянных налоговых отчислений, оплаты коммунальных услуг — это следствие недоработки проектов, которые подписывают на бумаге и забывают реализовать, а потом не могут найти виноватых.
По мнению главного аналитика «ЦАФТ» Антона Быкова, больше удручает не выявленные нарушения в Минкультуры, а очень спокойное отношение общества к ним.
Россиян как будто бы уже не удивляет это. И если бы не СП, то мы бы наверняка и не услышали об этом, а услышав, пропускаем мимо ушей. И это перед тем, как в финансовую систему страны начнут закачиваться гигантские для нашей страны средства на реализацию национальных проектов, которые ощущаются как последняя надежда на улучшение уровня жизни граждан, — сказал Быков.
И ладно бы, если все выделяемые на них средства были получены от продажи нефти или из других источников, связанных с доходами государства от продажи сырья на экспорт: из-за бюджетного правила эти деньги, итак, практически не попадают в экономику. Но стоит вспомнить, сказал Быков, что существенная часть средств на эти проекты берётся из карманов граждан, благодаря повышению налогов, акцизов и сокращению социальных расходов.
Поэтому очень хочется, чтобы граждане наконец-то стали тем стимулом, который позволит российским властям резко нарастить собственную эффективность. И сейчас для этого очень подходящее время. Возможно, что другого такого шанса начать преобразовывать нашу страну, уже не представится в обозримом будущем.