Сбербанк скинул балласт

Экономика 22 мая, 2018 / 15:15

Сбербанк России наконец-то смог найти покупателя для своего турецкого актива — Denizbank. 99,85% акций «дочки» купит финансовая группа Emirates NBD за 3,18 млрд долларов.

Таким образом «зелёный слон» решил избавиться от всех своих акций турецкого Denizbank. Но при этом, прежде чем Сбербанку перестать быть акционером крупнейшего турецкого частного банка, сделку должны ещё одобрить регуляторы России, Турции и ОАЭ, а также других регионов присутствия Denizbank.

Согласно ожиданиям сторон, сделка будет закрыта в течение этого года.

Сбербанк стал владельцем Denizbank с 2012 года. По данным Bloomberg, Сбербанк с января 2018-го вёл переговоры с Emirated NBD о продаже «дочки».

Denizbank — пятый по величине частный банк в Турции. Сеть банка включает 751 офис, из них 708 расположены в Турции и 43 на территории других государств (Австрии, Германии, Бахрейна, России и Кипра). Клиентами банка являются 11,8 млн человек.

Как признался президент — председатель правления Сбербанка Герман Греф, Denizbank для него был одним из самых привлекательных активов на банковском рынке Турции. А решение о продаже было связано с изменением стратегии Сбербанка. В этой связи кредитная организация сможет в дальнейшем сконцентрироваться на развитии своей экосистемы.

Отметим, что данная сделка, несомненно, позитивно скажется на показателе достаточности капитала Сбербанка. При этом важно помнить, что финансовый эффект от сделки будет напрямую зависеть от курса валют и времени завершения сделки.

Фото: Global Look Press/Сергей Киселев Председатель правления Сбербанка Герман Греф

Эксперты предполагали ранее, что сделка по продаже Denizbank составит $5,5 млрд, что на $2,32 млрд больше. Сбербанк приобрёл Denizbank у франко-бельгийской группы Dexia летом 2012 года за 6,46 млрд лир ($3,5 млрд по курсу того времени).

Необходимо понимать, что в Турции на носу парламентские, а также президентские выборы. Нынешний турецкий лидер Реджеп Эрдоган, согласно данным опросов, лидирует, но отрыв от конкурентов небольшой. Подобная политическая неопределённость в стране добавила бы риски к сделке, если бы решение о её заключении было перенесено на более поздний срок. Но не стоит забывать, что турецкая лира сдала позиции с начала года, просев по отношению к доллару на 20%. Это тоже отразилось на стоимости сделки. А проблемы в турецкой экономике, по всей видимости, продолжатся и дальше. Мешкать с решением о продаже Denizbank было нельзя, промедление могло привести к дополнительным потерям.

Продажа Denizbank скажется и на российских туристах, любящих отдыхать в Турции. Ранее «дочка» Сбербанка отменила комиссию за снятие наличных в банкоматах Denizbank в Турции. Нашим туристам не нужно было везти с собой наличные деньги, а потом тратить время в поисках выгодного курса обмена на местную валюту. При этом во всех банкоматах Denizbank имеется меню на русском языке, поэтому снятие денег было такой же простой операцией, как и в Сбербанке. Кроме того, клиенты Сбербанка могли получить скидки в торгово-развлекательных центрах побережья Турции, в том числе и в некоторых отелях. Скорей всего, эти приятные бонусы в скором времени исчезнут.

Вячеслав Путиловский, младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА»:

— Сбербанк, по данным СМИ, оценивал предложения по Denizbank на уровне $5,2–5,5 млрд, а продал его за $3,2 млрд. Думаю, что резкое изменение позиции Сбербанка связано с ожиданием значительного усиления санкционных рисков и регулятивного давления на дочерние банки с российским капиталом. Проблема не столько коммерческая, сколько геополитическая. Сбербанк до сих пор не может выйти без существенных потерь из своих проектов в Восточной Европе и на Украине. При этом Турция — активный член НАТО и участник недавнего политического конфликта с Россией. Кроме того, Denizbank — один из крупнейших частных банков Турции. Сделка по его продаже не могла пройти без одобрения политического руководства Турции, и его условия — непубличны.

Артем Деев, ведущий аналитик Amarkets:

— Судя по тем данным, которые есть, сделка пройдёт по цене ниже покупки в 2012 году у Dexia — сумма меньше примерно на четверть млрд долларов. Интересно, что в то время, когда турецкий регулятор не разрешал провести сделку (а готовиться к ней начали ещё полтора–два года назад), утечки говорили о цене в 5,5 млрд долларов. Позднее разрешение было получено, но теперь цена существенно снизилась. Насколько это связанные вещи — вопрос. В любом случае, речь не идёт о крупных списаниях или признании убытка, так что реакция рынка на новость будет нейтральной или позитивной — новая стратегия Сбербанка, с упором на цифровизацию, проект партнёрства с «Яндексом», другие инновационные решения в управлении формируют несколько иной взгляд на бизнес банка, в котором географическая экспансия может играть совсем не ту роль, которая отводилась ей прежде. Денежные средства от продажи Denizbank здесь будут полезны.

Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари»:

— Сегодня стало известно, что Сбербанк подписал обязывающее соглашение с арабским Emirates NBD о продаже 99,85% акций принадлежащего ему турецкого Denizbank. Этот актив будет продан за 14,609 млрд турецких лир — по текущему курсу это около $3,2 млрд. Сделка должна получить одобрение регулирующих органов Турции, России и Объединённых Арабских Эмиратов. Для акций Сбербанка эта новость нейтральна. Denizbank не приносил большой отдачи. После закрытия сделки Сбербанк получит возможность направить высвободившиеся средства в более перспективные проекты. Общая тенденция выхода российских компаний из зарубежных активов и концентрация на внутренних проектах сохраняется. Отметим, что в последние месяцы наблюдалась высокая волатильность национальной турецкой валюты, да и внешнеполитическую позицию Турции не назовёшь простой. Кроме всего прочего, 24 июня в этой стране пройдут парламентские и президентские выборы. Реджеп Эрдоган лидирует по опросам, но с небольшим преимуществом, а это значит, что на выборах возможны сюрпризы. Исходя из вышесказанного, желание Сбербанка выйти из данного актива понятно. Ранее Сбербанк оценивал Denizbank в $5–5,5 млрд, но в итоге продажа пройдёт с небольшим убытком. В большей степени это объясняется ослаблением турецкой лиры на 20% с начала года по отношению к доллару. Напомним, в 2012 году Сбербанк покупал Denizbank у бельгийской группы Dexia за $3,5 млрд. Эта новость — небольшой негатив для российских граждан, любивших отдыхать в Турции. Теперь у них не будет возможности снять деньги в банкоматах Denizbank в Анталии без комиссии.

Олег Богданов, главный аналитик «Телетрейд Групп»:

Фото: MOIKA78.RU

— Трудно назвать успешной сделку, когда Сбербанк продаёт актив на 300 млн долларов, или 10% дешевле, чем его приобретал в 2012 году, хотя турецкий банк был прибыльным и за 9 месяцев прошлого года заработал $400 млн. Акции Denizbank после публикации подробностей сделки упали на 20%. Насколько я понимаю, Сбербанк избавляется от зарубежных активов из-за смены стратегии. Сейчас руководство крупнейшего российского банка намерено сконцентрироваться, как выражается Греф, на создании собственной экосистемы. Конечно, продать данный актив можно было и раньше, когда турецкий финансовый рынок находился в более сбалансированном положении. Сейчас Сбербанку придётся минимизировать валютные риски, связанные с турецкой лирой, курс которой с начала года упал почти на 20%. Скорее всего, турецкие финансовые проблемы будут усугубляться, и стратегическое решение Сбербанка продать турецкий актив, вполне возможно, вызвано и этими причинами. Промедление с решением о продаже Denizbank могло привести к дополнительным потерям. Да и с глобальной точки зрения цикл роста активов находится в своей завершающей стадии. Дальше могут быть только проблемы. Поэтому, несмотря на небольшой убыток, решение Сбербанка продать турецкий актив можно считать правильным и своевременным.

Мария Сальникова, ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс»:

— Официальная позиция такова, что ужесточение конкуренции и сложности в работе на турецком рынке вынудили Сбербанк задуматься о продаже турецкого Denizbank. Краткосрочная выгода безусловна, однако объём её в денежном выражении будет зависеть от курсовой динамики на момент закрытия сделки. Так, понятно, что решение избавиться от актива вызвано экономическими и геополитическими факторами. Все мы знаем, что за последние два месяца турецкая лира уверенно идёт на обновление исторических минимумов. Вчера, 21 мая, уже пришли к отметке 4,55 лиры за доллар. Почему произошёл такой обвал? Потому что мы наблюдали эскалацию геополитических рисков в соседней Сирии, высокий уровень инфляции и растущий дефицит платёжного баланса Турции. При такой поддержке фактических показателей вряд ли Сбербанк видит более выгодную перспективу получения прибыли от данного актива, чем её продажа.