Что случится с рублёвыми заимствованиями для России в случае введения новых санкций на покупку резидентами США российских долговых государственных бумаг? Эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства уверены, что ставки по ним вырастут на 0,5–0,7 процентного пункта. Что это будет означать для экономики страны — разбирался News.ru.
Заявления о возможности введения новых санкций в ноябре не раз доносились из Вашингтона. Штаты могут пойти на такой шаг, однако это, как заявлял премьер Дмитрий Медведев, будет означать фактическое объявление экономической войны.
Как отметили в АКРА, санкции не скажутся на интересах американцев, которые инвестируют в облигации РФ, если они удерживают ранее выпущенный госдолг до его погашения, передаёт РИА Новости. Эксперты подчёркивают, что до конца лета около 25% держателей из Америки продали свои облигации. По прогнозам, к ноябрю их число ещё уменьшится.
И если говорить о другом санкционном шаге — запрете на долларовые расчёты для некоторых российских банков, то такой вариант развития событий не закладывается в базовый сценарий макропрогноза АКРА. Однако в случае, если Штаты на такой шаг всё же пойдут, это приведёт к снижению ликвидности активов российских банков, размещённых в Америке, а также к проблемам для исполнения обязательств перед держателями из США. В данном случае не исключено, что придётся прибегать к помощи ЦБ, который может создать специальный фонд, задействовав для этого золотовалютные резервы.
Как пояснил главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов, если рассматривать возможные сценарии санкций, то самым безболезненным сейчас представляется вариант с запретом на инвестирование в российский госдолг в новые выпуски.
«В этом случае рост ставок на рынке будет в пределах 100 базисных пунктов, что не несёт серьёзной угрозы ни банковскому сектору, ни экономике в целом. Да, ставки для всех поднимутся: и для бизнеса, и для населения. Однако дальнейшее их движение будет зависеть от инфляционной динамики и монетарной политики ЦБ», — заявил Богданов.
Однако вариант с запретом на операции с долларами для наших банков, по его мнению, является самым болезненным.
«Думаю, в этом случае главной задачей регулятора будет не допустить хаоса в экономике и панических настроений у населения», — считает он.
По мнению эксперта «Международного финансового центра» Гайдара Гасанова, на фоне ужесточения антироссийских санкций Вашингтон способствует оттоку иностранного капитала из госдолга России.
С начала текущего года, особенно с апреля месяца, нерезиденты продали облигаций на сумму 480 млрд рублей. После введения очередных санкций, в частности, против Олега Дерипаски и компании РУСАЛ, прошла полномасштабная волна распродаж практически по всем российским эмитентам.
«Сейчас вопрос в другом: получится ли у Министерства финансов после введения очередных санкций занимать столько денег, сколько это будет необходимым. А средств нужно много, поскольку необходимо решать правительственные задачи, связанные с инфраструктурными проектами, которые необходимо должным образом финансировать, как правило, за счёт госдолга», — отметил Гасанов.
С другой стороны, российских внутренних инвесторов достаточно, чтобы компенсировать долю иностранных инвесторов, но это возможно лишь при условии, что ЦБ будет снижать ставки и у российских банков сохранится профицит ликвидности, что обеспечит стабильный спрос на ОФЗ.
Эксперт подчеркнул, что разговор о снижении ставок ЦБ пока не идёт. Минимум, на что можно рассчитывать, — это сохранение ставки на текущих уровнях. Поэтому остаётся вариант, например, скупать ОФЗ через азиатские фонды.
Гасанов считает, что в силу дружественных отношений России и Китая это вполне возможно. Поскольку мировая финансовая система глобализирована, угрозы различных запретов со стороны США не имеют смысла. В данном случае внимание инвесторов направлено на конкретные угрозы санкций, политическую обстановку, а также на реакцию на всё это со стороны российского правительства.
Ведущий аналитик «Эксперт плюс» Мария Сальникова констатировала, что санкции США в адрес России ждут все, поэтому к ним основательно готовятся.
Отсутствие давления в текущий момент — явление временное. Действия Штатов скажутся на снижении интереса к российским активам, но вряд ли мы увидим тотальные распродажи уже существующих держателей российских активов.
«И BlackRock — крупнейший держатель российских бондов на $2,53 млрд, и Stone Harbor, и Goldman Sachs, и знаменитый Legg Mason — все будут удерживать уже существующие портфели», — говорит Сальникова.
Однако почему присутствует такой позитив, несмотря на санкции? Потому что российская экономика адаптировалась к санкциям и ведёт себя устойчиво. Банковский сектор и без того под давлением, но тут причиной стоит называть не только внешние факторы, но и внутренние. В частности, динамику проблемных кредитов, платёжеспособность населения и покупательскую способность.
«Если говорить о динамике кредитных ставок, то из-за положения в банковском секторе в целом, из-за его чистки может повышаться стоимость кредитов», — сказала она.
Последнее ужесточение монетарной политики от ЦБ — тоже причина для ожидания роста стоимости займов. Тот факт, что по итогам трёх кварталов 2018 года банковская система России в целом получила порядка 1,07 трлн рублей прибыли против 675 млрд рублей в 2017 году, — отнесём к вопросу устойчивости сектора против предстоящих санкций.