Число зарегистрированных в ФНС самозанятых только за первые полгода эксперимента превысило 110 тысяч человек. Опрошенные News.ru эксперты считают эту цифру достаточно весомой, оговариваясь, что трубить в фанфары и делать далеко идущие выводы пока рано. Тем более что основная масса самозанятых россиян, количество которых, по разным оценкам, составляет от 8 млн до 30 млн человек, по-прежнему остаётся в тени.
Напомним, с 1 января 2019 года в России стартовал пилотный проект по применению налога на профессиональный доход (НПД). Он также известен как налог для самозанятых, но фактически это не новый налог (граждане и так обязаны платить отчисления с доходов), а льготный режим, призванный «вывести самозанятых из тени». То есть теперь любой человек, зарегистрировавшийся в приложении «Мой налог», может вполне легально платить со своего дохода по льготной ставке: 4% — при работе с физлицами, 6% — с юридическими лицами.
О том, что налоговый эксперимент для самозанятых оказался успешным, уже не раз заявляли чиновники. Так, глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что министерство готово дать регионам право с 2020 года вводить этот режим на своей территории. При этом изначально эксперимент должен был в течение 10 лет проходить на территории четырёх пилотных субъектов — в Москве и Татарстане, а также в Московской и Калужской областях, напоминают «Известия». По словам главы ФНС Михаила Мишустина, в бюджет от деятельности самозанятых за первые 5,5 месяца действия режима поступило уже 127 млн рублей.
Безусловно, проект по регистрации самозанятых граждан оправдал себя. Это доказывают более 110 тысяч новых участников экономики, ранее скрывавшихся в «серой зоне», говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артём Деев. По его словам, инициатива получила продолжение из-за сложившегося консенсуса между государством, бизнесом и гражданами.
Государство не только обозначило тренд, но и всячески его поддерживает, стимулируя конкуренцию в производстве товаров и услуг. В свою очередь банки получают новых клиентов, а граждане — выгодные банковские продукты и предложения.
Более 110 тысяч зарегистрированных — это достаточно серьёзная величина, отмечает доктор экономических наук Сергей Смирнов. Очевидно, что для этих людей сработал некий экономический стимул, они взвесили все риски и приняли условия государства. Значит, идея сама по себе не была отвергнута, а получила количественное подтверждение. Речь идёт о личном выборе каждого, кто занимается индивидуальным предпринимательством. Что будет дальше, не очень понятно. Если ужесточится контроль за банковскими переводами и картами, кто-то может опять перейти на наличные, а кто-то побежит регистрироваться.
Пока эксперимент ограничен четырьмя крупными субъектами РФ. Кроме того, подавляющая часть самозанятых по-прежнему остаётся в тени. Посмотрим, как будут развиваться события.
По словам проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, никто в стране, включая ФНС, не знает, какое количество из вышеупомянутых 110 тысяч граждан — люди, с которыми предприятие решило переоформить трудовые отношения и заключило договор как с самозанятыми. Как отмечает эксперт, многие организации, стремясь оптимизировать свои расходы на социальные отчисления, в том числе по НДФЛ, предлагают ряду сотрудников перейти на такой характер взаимоотношений. Речь идёт в основном о компаниях, связанных с оказанием населению различных услуг — фитнес-центрах, турагентствах. Во-вторых, продолжает Сафонов, часть индивидуальных предпринимателей закрыли свои ООО и оптимизировали расходы через самозанятость. Поэтому сколько россиян в реальности решило легализовать свою деятельность, сказать на данный момент невозможно.
Сейчас ещё рано трубить в фанфары, нужно дождаться итогов года и посмотреть, во что всё это вылилось, провести соответствующие исследования. Надо узнать, в какой организации работник числился первоначально, когда и где он впервые проявил себя как налогоплательщик. А пока таких данных нет, говорить, по сути, не о чем.
Пилотный проект уже сейчас можно назвать удачным, даже несмотря на ряд пробелов, говорит старший инвестиционный консультант «БКС Брокер» Максим Ковязин. Банки увидели в самозанятых новых перспективных клиентов, которым, прежде всего, нужны кредиты на развитие бизнеса. В будущем эти люди могут перейти в сегмент юридических лиц. И не исключено, что ставки по кредитам для самозанятых окажутся ниже, чем для физлиц. Кроме того, самозанятые уплачивают налог и страховые взносы единым платежом пропорционально получаемым доходам, то есть, увеличивают размер своей будущей пенсии. Учитывая, что с момента запуска проекта прошло всего полгода, а россияне не всегда с доверием относятся к новшествам, цифра в 114 тысяч зарегистрированных самозанятых представляется существенной.
В мае их было 60 тысяч, то есть, за полтора месяца число увеличилось вдвое. Скорее всего, в дальнейшем количество самозанятых будет расти в геометрической прогрессии.
Пока рано говорить о том, что проект себя оправдал, считает заместитель руководителя Информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. По оценкам, приводившимся в открытых источниках, в «сером» секторе может быть занято 21-22 млн россиян. Так что 114 тысяч вышедших из тени самозанятых — это примерно 0,5% от работающих там. Сторонники проекта будут настаивать, что для пилотного проекта, который охватил всего четыре субъекта РФ, это уже большой успех. Однако необходимо учитывать, что в число этих регионов входят Москва и республика Татарстан, где проживает очень много людей. Что касается банковского сектора, для него выход самозанятых из тени – это, скорее, возможность разработать для них новые мобильные приложения, чем увеличить количество и объёмы традиционных банковских услуг, оказываемых именно самозанятым.
Например, в качестве заёмщика самозанятый банку невыгоден, поскольку его доходы нестабильны. И не факт, что он имеет качественное имущество, которое можно будет заложить в обеспечение кредита.