Прошли те времена, когда наем сотрудника для выполнения подрядных работ выливался для предприятий в кипу документов и бухгалтерских ухищрений. Сегодня каждый гражданин России может узнать, как оформиться самозанятым, получить статус, а потом спокойно предлагать свои услуги хоть танковому заводу, хоть Алмазному фонду. Процедура оформления статуса занимает буквально несколько минут, при этом пройти ее может почти каждый гражданин России. Если вы попробовали зарегистрироваться и у вас по какой-то причине не получилось, то сегодня мы вам предложим пошаговую инструкцию, как стать самозанятым.
Самозанятый — это гражданин, который платит налог на профессиональный доход с прибыли за свою деятельность. Данный режим был введен в действие в 2019 году с вступления в силу Федерального закона № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима НПД». Изначально в качестве эксперимента закон действовал только на территории Москвы, Татарстана, а также Калужской и Московской областей. Через год проект был масштабирован на все остальные регионы страны. Кроме того, оформить статус «самозанятый» теперь могут граждане стран — участниц Евразийского экономического союза.
Одна из причин, которая мотивирует граждан оформлять самозанятость, это возможность без дополнительных бюрократических препон сотрудничать напрямую с юридическими лицами. Например, это удобно для маляров, штукатуров, сварщиков, водителей, грузчиков, художников, фотографов — всех тех, кто по договору подряда может оказывать разовые или периодические услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Те, кто на постоянной основе сотрудничают с юридическими лицами в качестве подрядчиков, знают, что самозанятость — это удобный, быстрый и выгодный способ получить заказ от крупных предприятий.
Также данный налоговый режим позволяет другим специалистам легализовать свой доход, не оформляя при этом статус ИП. Таким способом оказывают услуги и населению, и юридическим лицам копирайтеры, парикмахеры, няни, массажисты, экскурсоводы, юристы, швеи, сантехники, репетиторы или мастера маникюра. Итак, что значит самозанятый и как им стать?
Гражданин, оформивший самозанятость, с доходов, полученных от физических лиц за оказание услуг или продажу товаров собственного производства, платит в государственную казну налог в размере 4%, от юрлиц — 6%. Чтобы подтвердить факт получения денег от заказчика, самозанятый выписывает ему чек. Данные автоматически передаются в Федеральную налоговую службу (ФНС), и самозанятому насчитывается налог, уплатить который следует до 28-го числа месяца, следующего за месяцем начисления.
Оформить самозанятость можно несколькими способами:
Рассмотрим каждый способ чуть подробнее.
Скачать и установить софт на свой смартфон можно в официальных магазинах приложений. Для iPhone — в AppStore. Для гаджетов на базе Android — через Google Play. Такой способ считается самым быстрым и удобным. Кстати, у приложения имеется и веб-версия, которая доступна с персонального компьютера.
Далее необходимо зарегистрироваться одним из трех способов.
На сайте ФНС выбрать вкладку «Как стать плательщиком налога для самозанятых граждан?» С правой стороны экрана нажать плашку «Веб-кабинет „Мой налог“» и зарегистрироваться. Для этого потребуется ввести свой номер ИНН и пароль. Такой вариант пригодится тем, кому неудобно пользоваться смартфоном, или на нем, например, нет места для установки приложения «Мой налог».
При этом не следует путать личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС и личный кабинет для граждан, оформивших статус самозанятый. Если вы ищете, как стать самозанятым легче всего, то имейте ввиду, что в данном случае у вас не получится зарегистрироваться по паспорту, зато можно воспользоваться паролем от сервиса «Госуслуги».
Для этого необходимо войти в свою учетную запись на платформе «Госуслуги», выбрать услугу «Регистрация в качестве самозанятого». Затем проверить данные паспорта и ИНН, выбрать регион, где вы планируете вести деятельности, сформировать заявление в ФНС и подождать. В течение одной рабочей недели вы получите подтверждение.
Такой способ удобен тем, у кого уже есть лицевой счет в банке, поскольку в противном случае сотрудники финансового учреждения сразу предложат открыть у них счет, чтобы именно на него поступали платежи. В этом случае также потребуется паспорт, с которым необходимо обратиться в отделение вашего банка. Здесь вы пишете заявление о постановке на учет как самозанятый, которое специалисты заверят усиленной электронной подписью. Регистрация занимает несколько минут, и статус вы получаете сразу. Эту же процедуру можно оформить самостоятельно через мобильный банк выбранного вами кредитного учреждения.
Оформить самозанятость может любой гражданин, даже если он является наемным работником юридического лица или ИП. В этом случае все необходимые отчисления в казну с заработной платы будет делать работодатель. А налог на прибыль с дополнительного дохода гражданин будет оплачивать сам.
Государственные и муниципальные служащие могут оформить статус самозанятого только в том случае, если они хотят сделать официальным свой доход со сдачи в аренду жилых помещений. Нежилые объекты, например машино-место или склад, таким способом сдать в аренду нельзя.
Платить налог на профессиональный доход могут и пенсионеры, при этом они сохранят статус неработающих. Для них также останется в силе право на регулярные индексации пенсии и получение всех льгот и компенсаций.
На примере приложения «Мой налог» рассмотрим, как настроить все так, чтобы ваши заказчики получали правильно оформленные чеки, а налоговая верно считала размер отчислений в казну.
Итак, после регистрации в приложении вам необходимо выбрать вид деятельности. Эта настройка находится внутри раздела «Прочее» в настройках «Профиля» под пунктом меню «Вид деятельности». Добавим, что видов деятельности можно выбрать несколько, при этом они могут быть из разных сфер.
После этого вы можете при желании привязать свою банковскую карту, с которой будете производить уплату налогов. Для этого на главной странице приложения надо выбрать вкладку «Платежи». Здесь также можно настроить автоплатеж, чтобы не пропустить срок перечисления денег в ФНС.
Когда вы совершили свою первую продажу, то есть вам на счет поступили деньги от заказчика, требуется сформировать чек. Для этого на главной странице приложения нужно нажать кнопку «Новая продажа», ввести наименование услуги, стоимость, выбрать категорию плательщика. Если вы получили деньги от индивидуального предпринимателя или юридического лица, не забудьте запросить у них ИНН. Как только вы введете номер в соответствующее поле, все данные о компании-плательщике добавятся автоматически. Сформированный чек можно отправить заказчику в виде изображения в мессенджере или по электронной почте, а также ссылкой для скачивания. Если вы выберете вариант «сохранить чек себе на устройство», то сможете его распечатать и передать плательщику в бумажном виде. Если вы сформировали чек с ошибкой, его придется удалить и сделать новый. Исправить ошибку в сформированном чеке невозможно.
Рассмотрим, какие есть особенности у налога на профессиональный доход.
Оформление статуса самозанятого имеет ряд преимуществ для всех участников денежных отношений:
С начала прошлого года на всей территории РФ начала действовать новая система уплаты налогов. Однако самозанятых нововведения коснулись только в одном. Если ранее сроком уплаты налога являлось 25-е число месяца, следующего за периодом получения средств, то теперь заплатить деньги в бюджет необходимо до 28-го числа.
Что касается всех остальных особенностей оформление налога на профессиональный доход, они остались без изменений.
Читайте также:
Изменения в законах с 1 июня для пенсионеров, родителей и предпринимателей
Дарственная или завещание на квартиру: что выбрать? Плюсы, минусы, риски
Как оформить прописку по месту жительства и пребывания: пошаговый гайд
Как узнать размер пенсии: расчет накопительных и фиксированных выплат
Как получить наследство: кому положено, какие документы понадобятся