Государственная дума РФ объявила открытый конкурс на проведение исследования новейших финансовых технологий, которое, как следует из размещённой на сайте госзакупок информации, включает в себя анализ технологии блокчейна и ICO (Initial Coin Offering — сбор средств инвесторов с использованием криптовалют) и исследование рынка криптовалют в целом.
В условиях конкурса отмечается, что необходимо провести анализ использования ICO «как устойчивого альтернативного канала мобилизации инвестиционных ресурсов на рынке альтернативных инвестиций» и разработать методику его регулирования. При этом должны быть выявлены угрозы и риски использования технологий блокчейна и ICO. Максимальная сумма контракта составляет 2,49 млн рублей.
Госдума планирует использовать полученное исследование для разработки законодательных инициатив.
Стоит напомнить, что 1 сентября председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что в ближайшее время будет создана рабочая группа по обсуждению основных принципов регулирования рынка криптовалют, в которую войдут представители Центробанка, Минфина и эксперты. Как он сказал, к концу осенней сессии работы нижней палаты парламента могут принять законы о регулировании криптовалют.
Но, судя по объявленному Госдумой конкурсу на исследование технологии блокчейна и ICO, в названные сроки депутаты едва ли уложатся. Похоже, для принятия законов о регулировании криптовалют банально не хватает исходной информации.
Впрочем, разработка законов больше тормозится тем, что у руководителей профильных ведомств, прежде всего Центробанка и Минфина, до сих пор нет единого мнения по поводу того, что делать с криптовалютами. На состоявшейся 21 сентября встрече бизнесменов с Владимиром Путиным один из её участников предложил узаконить криптовалюту. Однако против этого, как рассказал журналистам глава «Опоры России» Александр Калинин, выступила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. «Было предложение криптовалюту узаконить у одного из предпринимателей. Но Эльвира Сахипзадовна сказала, что Центробанк против такого, потому что это фактически утрата государством контроля над денежными потоками из-за рубежа», — отметил руководитель «Опоры России».
Надо признать, что глава Центробанка последовательно придерживается позиции неприятия криптовалюты. Например, на Московском финансовом форуме она заявила: «Использование криптовалют как денежных суррогатов активно предлагается для расчёта за товары и услуги. На наш взгляд, это имеет в качестве риска подрыв денежного обращения, и, конечно, мы использование криптовалют как денежных суррогатов допускать не будем». Иная точка зрения у Министерства финансов. В начале сентября в интервью телеканалу «Россия 1» глава ведомства Антон Силуанов сообщил, что Минфин намерен до конца года разработать законопроект, регулирующий оборот криптовалюты. «Очень много мошенничеств и жуликов сегодня присутствуют на этом рынке. Мы считаем возможным участие физлиц в покупках этих инструментов, но эти покупки должны быть чётко регламентированы, они должны быть идентифицированы, и расчёты в этих инструментах, этих криптовалютах, должны находиться под контролем соответствующих органов», — пояснил министр.
По мнению экспертов, отличающиеся друг от друга подходы Центробанка и Минфина отражают ситуацию, при которой «и хочется, и колется».
«С одной стороны, криптовалюта привлекает тем, что выступает в качестве очень сильной альтернативы по отношению к доллару, — объяснил News.ru разработчик проекта World Coin Павел Бурцев. — С другой, признание того же биткоина равносильно потере монополии применительно к рублю. Понятно, что соединить эти два посыла очень непросто».
С учётом этого на сближение противоположных позиций понадобится ещё несколько месяцев. В связи с этим ожидается, что первый законопроект, касающийся каких-то мер по регулированию рынка криптовалюты, появится в лучшем случае в феврале 2018 года.
Однако уже сейчас эксперты предостерегают от излишних ожиданий властей, связанных с жёстким законодательным регулированием рынка криптовалюты.
По словам Павла Бурцева, «надо понимать, что полностью зарегулировать эту сферу невозможно». «Конечно, можно всё запретить, можно принять какие угодно законы. Однако проконтролировать их соблюдение нельзя», — констатирует эксперт.