Внешний вид рыбных консервов обманчив: порой в банке содержится вовсе не тот продукт, что указан на этикетке. Об этом свидетельствуют итоги масштабного исследования, проведённого Роскачеством. В ходе проверки отечественных консервов из лососёвых рыб ведомство обнаружило подмену дорогих нерки, кеты и кижуча более дешёвой горбушей. Продукция была произведена в Сахалинской, Московской, Псковской и Рязанской областях, а также в Москве, Камчатском и Приморском краях.
«Производитель, чтобы сэкономить, может заменить более дорогую рыбу на более дешёвую, но обычный потребитель вряд ли заметит разницу», — говорится в пресс-релизе Роскачества. Для исследования были закуплены консервы 23 торговых марок, стоимостью от 89,9 до 179 рублей за банку и весом от 220 до 250 г. Продукцию всех брендов оценили по 38 показателям. Вся она оказалась безопасной, поскольку не содержала свинца, кадмия, ртути и мышьяка. Однако эксперты ведомства обнаружили подмену в консервах брендов «Море внутри», «КитБай» и Bucini.
По словам экспертов, подозрения у потребителя должны вызывать, прежде всего, дешёвые консервы по 45 рублей за банку и ниже. Горбуша априори не может стоить столько. При выборе надо обращать внимание не только на цену, включающую затраты на консервирование, но и на дату изготовления, а также на источник. Предпочтение следует отдать продукции, произведённой недалеко от моря. В идеале это должен быть береговой завод. Как утверждает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ) Герман Зверев, есть фабрики, которые покупают просроченную рыбу по минимальной цене и производят из неё консервы сомнительного качества.
Сейчас скрыть подмену наименований невозможно, и об этом осведомлены все участники рыбного рынка — и розничные сети, и производители, заметил исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков. Однако, по его словам, четверть из них продолжают закладывать в банки менее ценную рыбу, то есть — красть у потребителей, «зная, что это мошенничество можно выявить и доказать». Гудков убеждён: необходимо публично называть производителей и обозначать торговые сети, которые поставляют и продают потребителю продукцию с подменой наименований.
Предыдущую подобную проверку Роскачество провело в июле 2018 года, изучив 23 марки консервов из сайры. Исследование охватило регионы с востока до запада России — Приморский край, Сахалинскую область, Рязанскую, Псковскую, Московскую и Калининградскую области. Эксперты определили количество рыбы в банке, оценили её вкусовые свойства, содержание опасных веществ и микроорганизмов по 37 параметрам качества и безопасности. «Нам удалось опровергнуть устойчивый потребительский миф: если рыба консервирована, это не означает, что по своей ценности и количеству полезных элементов она проигрывает свежей», — заявила тогда директор департамента исследований Роскачества Людмила Викулова. Вся проверенная продукция оказалась качественной, но консервы подороже получили более высокие баллы, а дешёвые — низкие. Фактов подмены выявлено не было.
В феврале 2017-го Роскачество провело исследование шпрот в масле, затронувшее 20 самых популярных у россиян марок. Главный итог: 65% образцов не соответствуют требованиям ГОСТа, хотя все безопасны для употребления в пищу. Самым распространённым нарушением стало несоответствие веса консервов указанному на этикетке. Исследователи провели ДНК-анализ на видовую принадлежность консервированной рыбы и выявили подмену. Под брендом «Крупные шпроты» оказалась рыба семейства сельдевых вместо заявленной на этикетке кильки, а во «Вкусных консервах» и «Фрегате» — салака вместо кильки. Все эти виды относятся к одному ценовому сегменту.
Между тем в Роскачестве отмечают, что производители «имеют право выпускать продукцию по любой нормативной документации». То есть соблюдение ГОСТа не обязательно, продукт можно делать по техническим условиям (ТУ), составленным на усмотрение изготовителя. Но при этом закон запрещает вводить потребителей в заблуждение. Это происходит, если на этикетке есть знак ГОСТа, а сама технология стандарту не отвечает. Исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков считает факт подмены рыбы грубейшим нарушением. По его словам, в данным случае производители фальсифицируют и документы, подтверждающие безопасность продукции, и результаты лабораторных исследований.
Подмену видов мы наблюдали и ранее — на примере брендированного филе трески, исследование проводилось в 2016 году. Спустя год, после совместной детальной работы со всеми надзорными органами и участниками рынка, доля подмены снизилась до 13%. Но тогда проблема была связана во многом с технической невозможностью проверить, что в пачке — филе трески или филе минтая. На глаз определить это совершенно невозможно. После того как Роскачество внедрило высокоточный метод ДНК-секвенирования, проблему в целом удалось решить. В случае с красной икрой на банках иногда пишут: «Икра лососёвых видов рыб». И тут мы не можем говорить, что потребителя вводят в заблуждение, поскольку производитель просто не указывает принадлежность к конкретному виду.Что касается консервов из лососёвых рыб, то, учитывая, что мы исследовали практически всю линейку отечественных брендов, подмена может присутствовать на рынке на уровне 20%. Возникает вопрос — почему она вообще происходит? Его мы адресуем тем, кто этим занимается, например, фасовщикам. Оказывается, были прецеденты, когда рыба подменялась на равноценную. Экономически это нецелесообразно, очевидной выгоды для производителя тут нет. Нам объясняли, что не всегда предприятия могут обеспечить все поставки. Конечно, с точки зрения потребителя это совершенно недопустимо, и надо работать со всеми участниками рынка. Замечу, что результаты своих исследований Роскачество направляет всем отраслевым ассоциациям, тем продавцам, у которых был закуплен товар, и самим предприятиям. А также в надзорные органы — Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Мы работаем прежде всего для потребителей, ради повышения потребительской грамотности. И сейчас делаем бета-версию мобильного приложения, которое позволит обращаться к итогам наших тестов непосредственно в магазине.
Проблема подмены сортов рыбы с применением технологий, снижающих затраты, очень серьёзна. В этих махинациях были замечены в том числе крупнейшие производители. К сожалению, можно констатировать, что действующие механизмы по предотвращению появления подобной продукции не дали результата. Потребитель должен просто отказаться от покупок рыбных консервов, и всё тут. Будет здоровее. Ну и экономия, опять же. Консервы — такой продукт, который не позволяет понять, что в них содержится, пока не купите и не откроете. Маркировку можно сделать любой, написать — всё что угодно. Пока на рынке бардак и пока производители и торговые сети не осознáют, что работать честно в России — выгодно, эту продукцию надо убрать из рациона. Высокая цена — тоже не показатель. Зачем переплачивать?