Рубль и акции не испугались геополитики

Экономика 30 марта, 2018 / 13:42

Российский валютный рынок в течение первого квартала 2018 года демонстрировал завидную стабильность. Пары доллар — рубль и евро — рубль совершали колебания в достаточно узких диапазонах, практически не реагируя на значимые для России политические события. Основным ориентиром для игроков был рынок нефти, но и здесь чёткая корреляция прослеживалась не всегда. Непривычное спокойствие рынка можно объяснить политическим заказом: Банку России было поручено жёсткой рукой ограничить активность спекулянтов в связи с президентскими выборами в РФ.

В результате по итогам первых трёх месяцев года доллар практически не изменился к рублю, поднявшись всего лишь на 40 копеек — с 57 до 57,4 рубля.

Показательно, что баррель нефти за тот же период подорожал почти на 5% — с $66,9 до $70,2 для смеси Brent. Отставание рубля от нефти отчасти объяснялось оттоком средств иностранных игроков с российского рынка, вызванным, в свою очередь, нарастанием антироссийских настроений на Западе.

Наталья Орлова, руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка:

Существует две версии относительно того, почему рубль отстаёт от нефти. Первая — это то, что значительную часть экспортной выручки Минфин направляет в сбережения, соответственно, покупая валюту. Вторая — геополитический негатив, который через счёт текущих операций нивелирует растущую нефть.

При этом в целом на мировом рынке сейчас присутствует тенденция снижения корреляции сырьевых валют с динамикой нефтяных котировок.

Не отразилось на курсе рубля и решение Банка России снизить ключевую ставку до 7,25% с 7,5% годовых. Решение широко ожидалось и потому оказалось заложенным в котировки заранее. До конца года, как предполагается, Банк России снизит ставку ещё как минимум дважды, если, конечно, инфляционные риски останутся на существующем низком уровне.

В целом устойчивость курса рубля к доллару является позитивом для экономики, поскольку даёт населению уверенность в стабильности цен, а бизнесу позволяет более отчётливо планировать свою деятельность. Кроме того, в условиях высоких цен на нефть выручка экспортёров в рублёвом эквиваленте увеличивается, что способствует наполнению бюджета.

Диапазон колебаний курса доллара в январе–марте был сравнительно узким — от 55,7 рубля до 58,4 рубля. Максимум был достигнут 7–8 февраля, когда нефть обвалилась с $67 до $62 за баррель. В подобный коридор колебаний — 55–59 рублей за доллар — укладываются и текущие прогнозы аналитиков на второй квартал.

Евро

Единая валюта, в отличие от доллара, в первом квартале показывала уверенный рост по отношению к рублю. Курс вырос на 2,5% — с 68,8 до 70,50 рубля. Диапазон колебаний — от 67,8 до 71,5 рубля. Максимум также был показан в период локального падения нефтяных котировок.

Положительная динамика евро к рублю была обусловлена событиями на мировом рынке, где единая валюта существенно потеснила доллар после сообщений, что ряд центральных банков мира решили уменьшить долю «американца» в своих резервах.

Во втором квартале основным фактором, определяющим динамику курса евро — рубль, останутся колебания пары евро — доллар. Ожидаемый аналитиками диапазон колебаний — 68–72 рубля за евро.

Рынок акций во власти «горячих» денег

Рынок российских акций в первом квартале достаточно уверенно рос и в итоге показал один из лучших результатов в мире. Рублёвый индекс МосБиржи и долларовый индекс РТС за три месяца поднялись на 8%, в то время как главный ориентир международных инвесторов — американcкий индикатор Dow Jones — полегчал за тот же период почти на 3%. На 2% снизился и индекс широкого рынка S&P500, включающий в себя наибольшее количество ведущих эмитентов.

Несомненно, основным позитивом для рынка стала растущая нефть: 5-процентный рост барреля означает увеличение прибылей российских компаний нефтяного сектора, которые и стали лидерами роста. Так, бумаги «Роснефти» подорожали на 12%, акции ЛУКОЙЛа — на 14%, причём ЛУКОЙЛ впервые в истории обогнал госкомпанию по капитализации.

Акции «Газпрома» выросли менее значительно — всего на 7%. Их отставание понятно: решение Стокгольмского арбитража в пользу «Нафтогаза» предполагает выплаты компанией $2,56 млрд. Активное противодействие США строительству газопровода «Северный поток — 2» предполагает, что российскому концерну в ближайшей перспективе придётся искать компромисс с Украиной в отношении транзита газа.

Одним из локомотивов рынка стали бумаги Сбербанка, поднявшиеся за квартал на 13%. Банк отчитался о рекордной прибыли по итогам прошлого года, а также о почти 25-процентном росте прибыли в январе–феврале текущего года.

В минусе оказались акции металлургических компаний, для которых неприятной новостью стало введение Соединёнными Штатами 25-процентных пошлин на сталь и 10-процентных — на алюминий. В результате по итогам первых трёх месяцев года бумаги Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) снизились на 2%, акции «Северстали» — на 1,5%.

В целом, учитывая общий избыток денежной ликвидности на финансовых рынках, хорошие корпоративные отчёты и высокая дивидендная доходность российских ценных бумаг пока продолжают привлекать внимание мировых игроков. Конечно, на наши торги идут в основном спекулятивные деньги: серьёзных инвесторов отпугивают геополитические риски. Но и этих денег достаточно, чтобы поддержать сложившиеся ценовые уровни.

Алексей Антонов, главный аналитик «Алор Брокер»:

— Carry trade по российскому рублю продолжается, поэтому, несмотря на ухудшившиеся взаимоотношения с Западом, «горячие» деньги, которых в мире много, всё-таки в Россию поступают.

Российский фондовый рынок был отстающим, поэтому сейчас негативные внешние факторы уходят на второй план. Инвесторы решили, что российские акции недооценены и охотно вкладываются в «голубые фишки», в тот же Сбербанк. Исключение составляют акции «Газпрома».

Второй квартал несёт в себе значительные риски, в связи с чем инвесторам нужно пересмотреть портфели. Учитывая противодействие Британии в отношении покупки госбумаг РФ, к которому могут подключиться и США, можно сказать, что мы стоим на пороге серьёзного удара, который может быть нанесён по рынку и по экономике в целом.