Оборот денежных средств предприятий общественного питания в III квартале достиг 428,2 млрд рублей, превысив показатели апреля–июня на 7,1% и на 3,5% за аналогичный период прошлого года. Об этом говорится в отчёте Росстата, посвящённом краткосрочным экономическим результатам РФ в январе–сентябре, сообщает News.ru.
В сентябре оборот организаций в данном секторе увеличился на 5,3% по отношению к августу. Впрочем, темпы роста во II квартале были даже чуть выше нынешних — 7,4%. Согласно документам статистического ведомства, сегмент розничной торговли в России, в том числе заведений общепита, имеет чёткую сезонность. Как правило, массово посещать кафе и рестораны россияне начинают в феврале. Пик визитов в подобные заведения приходится на декабрь. Затем следует резкий спад, который опять же сменяется ростом в среднем по 5-6% в месяц.
В целом в сентябре денежный оборот предприятий общепита превысил показатели аналогичного периода прошлого года на 3,9%, достигнув 150,1 млрд рублей. Это второй по величине показатель за последние 20 лет. Пик популярности данных заведений пришёлся на декабрь 2018 года — 154,7 млрд рублей. И этот рекорд может быть побит в октябре.
Статистическое ведомство анализирует финансовые показатели ресторанов, баров, кафе, столовых при предприятиях и учреждениях, а также поставщиков продукции фастфуда.
По итогам III квартала весь оборот розничной торговли в стране составил 8,53 трлн рублей, что выше, чем за аналогичный период 2018 года, на 5,2%, а также II квартала 2019 года — на 5,6%. Доля пищевых продуктов и напитков в июле–сентябре составила 4,02 трлн рублей, непродовольственных товаров — 4,51 трлн рублей.
Мониторинг Росстата включает стоимость предлагаемых обедов в столовых, кафе и закусочных на одного человека. По данным ведомства, в среднем в сентябре за бизнес-ланч из трёх блюд, включая закуски и хлеб платили 298 рублей, а в Москве за аналогичный период пообедать можно было за 652 рубля, годовой рост составил 6,9%.
Примечательно, что средний чек в ресторанах выше. Приём пищи здесь за сентябрь оценивался в 858 рублей в среднем по России, а в столице обед оказался дороже — 1045 рублей.
Эксперты отмечают, что к 2019 году сформировался основной формат российского рынка общепита: наибольшую его часть занимают рестораны фастфуда — 45%, затем 28% — рестораны полного обслуживания, почти 9% закрепилось за столовыми и 5% — за кофейнями, большая часть из которых делает выручку за счёт услуги «кофе на вынос» и продажи сопутствующих товаров, рассказали News.ru в AMarkets.
Данный рынок уверенно растёт и за счёт сервисов доставки. Пока они более распространены в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону и Самаре. Как правило, у клиентов много работы и они экономят время, заказывая готовые блюда на несколько дней или большой стол — к празднику.
Высокие темпы роста данного сектора, о которых говорит Росстат, отражают стремительное развитие сервисов по доставке еды. То есть развивается не столько сегмент питания «вне дома», сколько «дома, но без необходимости готовить», что объясняется желанием сэкономить время при интенсивном темпе городской жизни.
Сегодня не только торговые сети, но и некоторые рестораны переходят на доставку готовой продукции. Таким образом они не допускают просрочек и порчи готовой еды, а покупатели получают скидку до 70% на блюда, рассказали интернет-порталу в консалтинговой компании Althaus Group. На данный момент уже 80% потребителей хотя бы раз в жизни заказывали еду через Интернет, а 42% из них пользуются этой услугой минимум раз в месяц или чаще. Зачастую это и молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет.
Рынок фастфуда растёт и за счёт потребности офисных работников в ежедневном обеде и перекусах. Иногда сотрудники фирм ходят в ближайшее кафе либо заказывают доставку готовых блюд и едят на рабочем месте. Это экономит время и, зачастую, деньги. Людям не нужно тратить время на закупку продуктов. Можно хранить в холодильнике базовый продуктовый набор на случай визита гостей, а также на приготовление пищи. В малых городах и сельской местности большого спроса на общепит нет, а в городе отрасль стабильно будет развиваться и в следующем году.
Между тем в последнее время рестораны стали отказываться от фастфуда, вливаясь в тенденцию популярного здорового питания, привлекая в сегмент молодёжь.
В России становится популярным западный формат fast casual. Он совмещает в себе качественную еду и максимально быстрое обслуживание. Пока его доля не превышает 2%, но с 2017 года удалось отвоевать уже 0,5% сегмента, в ближайшие 1,5 года формат может нарастить влияние до 3,2%. Такие заведения привлекают в основном молодёжь, на которую приходится 62% посетителей. Они экономят на продуктах, покупке и приготовлении еды дома, а взамен получают качественную еду в хорошей атмосфере за достаточно небольшие деньги (сопоставимые с тратами в супермаркетах), проводят время с друзьями.