В Минсельхозе заявили об успехах в разведении и производстве картофеля, — продукции, незаменимой в меню россиян на протяжении многих поколений. Но всё ли столь оптимистично в цифрах обеспеченности наших соотечественников общепризнанным «вторым хлебом» и достаточно для устойчивого развития этого направления АПК — в материале News.ru.
Первый заместитель министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов высказал уверенность, что в текущем году Россия вновь сможет достигнуть показателей продовольственной безопасности по картофелю. Во всяком случае, в 2019-м страна справилась с требованиями по удельному весу этой продукции. При этом в агроведомстве прогнозируют, что к концу года в общей сложности будет собрано более 7 млн тонн картофеля. Это превосходит установленные государственной программой отметки.
Также среди важных рубежей, которых достиг весь отечественный агропромышленный комплекс, в оценке Хатуова, — возможность полностью обеспечивать себя рыбой, зерном, растительным маслом, мясом и мясопродуктами. Пока пороговых значений не удалось достигнуть по производству молока, но по этому продукту ситуация на рынке стабильная.
В дополнение к материалам Минсельхоза любопытны данные агентства «БизнесСтат» об инновационных достижениях отрасли. Так, в 2014–2018 годах производство замороженного картофеля в нашей стране выросло в девять раз: с 4,7 тыс. тонн до 42,4 тыс. тонн. В 2014–2017 годах выпуск продукции этой модификации колебался от 4,6 тыс. тонн до 6,1 тыс. тонн. Основной рост объёма производства за пять лет выпал на прошлый год (увеличение объёмов в 9,2 раза к уровню 2017 года).
По данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса, импорт картофеля в Россию к январю 2017 года равнялся 0,6 тыс. тонн. В сопоставлении с данными января 2016 года поставки, таким образом, сократились на 47,4%, — объём ввоза картофеля уменьшается уже третий год подряд. При этом объём экспорта картофеля из России в 2016 году составил 214,8 тыс. тонн (по отношению к 2014 году этот показатель увеличился на 481,8%, или на 177,9 тыс. тонн).
Основными направлениями экспорта российского картофеля в 2016 году были непризнанная Луганская народная республика (125 тыс. тонн, доля в общем объёме экспорта — 58,2%), Азербайджан (86,2 тыс. тонн, 40,1%), Грузия (2,4 тыс. тонн, 1,1%), Узбекистан (0,7 тыс. тонн, 0,3%). В 2018 году объём импорта продовольственного картофеля в Россию находился на уровне 755,7 тыс. тонн, что на 10,2% (на 86,3 тыс. тонн) меньше, чем в 2017 году.
Экспорт картофеля из России в период 2014–2017 годов характеризовался при общей положительной динамике взлётами в сентябре 2015 года (56,3 тыс. тонн) и в октябре того же года (49,3 тыс. тонн). Наименьшее значение приходилось на июнь 2016-го (5,7 тыс. тонн).
По данным агентства «АБ-центр», объём импорта продовольственного картофеля в Россию в 2018 году находился на уровне 755,7 тыс. тонн, что на 10,2% (на 86,3 тыс. тонн) меньше, чем в 2017 году.
Как отмечают специалисты Международного независимого института аграрной политики, на основании материалов Росстата и базы данных по международной торговле ООН (UN Comtrade Database), за последние десять лет Россия поставила на экспорт в суммарном выражении 164 тыс. тонн картофеля на общую сумму $17,3 млн. При этом Россия обладает солидным резервом развития поставок картофеля на внешний рынок.
В целом российский экспорт картофеля на ближайшие три–пять лет, подчёркивают эксперты, может окрепнуть ещё более чем в два раза, — до 350 тыс. тонн. В числе первоочередной задачи по реализации этой цели значится выстраивание собственной современной логистики.
Между тем доцент кафедры агроэкономики МГУ, кандидат экономических наук Николай Харитонов не видит уж совсем не разрешимых проблем в обеспечении нашей страны картошкой. И при СССР, и в постсоветской России сельскохозяйственная отрасль действительно справлялась с выращиванием и хранением картофеля.
Проблематика в другом, указывает экономист, и в настоящее время она кренится не в агротехнологическом направлении, а в чисто экономическом. Мелкие производители и продавцы картофеля испытывают серьёзные трудности в его реализации перед натиском на рынке новых монополий. Фермеры просто разоряются, а те, кто выращивает картофель на своих приусадебных участках и в садоводческих товариществах, не могут с выгодой для себя торговать на овощных рынках.
К тому же до сих пор, с начала 90-х годов, в России никак не возродится потребительская кооперация, активно работавшая на селе, которая закупала самую разнообразную сельхозпродукцию у тех, кто непосредственно трудился на полях.
В замечании первого заместителя главы Минсельхоза есть констатация определённого успеха, достигнутого отечественным АПК, делает оценку Николай Харитонов. И, разумеется, не может не радовать, что по основным видам продуктов Россия действительно достигла необходимых параметров продовольственной безопасности. Но объективности ради надо признать, что мы всегда картофель завозили, — причём ещё в дорыночное время. И не вследствие того, что не могли сами его произвести, а потому что в силу климатических условий мы не можем круглогодично поставлять на полки магазинов и рынков свежий картофель.