Высокая стоимость лекарств не отталкивает от их приобретения 49% россиян. Этот статистический показатель, зафиксированный компанией «Ромир» в июне 2018 года, оказался рекордным. Ещё год назад число граждан, покупающих лекарственные препараты без оглядки на цену, составляло 35%, в 2015-м — 34%. При этом, как показало исследование, заменить дорогие импортные лекарства на доступные отечественные аналоги сегодня стремятся лишь 17% опрошенных — на 1 п.п. меньше, чем в 2017 году.
Ответ на вопрос, почему почти половина населения РФ не экономит на лекарствах, не лежит на поверхности. Ведь до недавнего времени и в течение нескольких лет «Ромир» фиксировал устойчивую тенденцию снижения расходов на приобретение медикаментов. В 2015-2016 годах российские покупатели заявляли, что чаще игнорируют предписания врачей, если цены на рекомендованные ими безрецептурные препараты «зашкаливают». Это обстоятельство беспокоило их не меньше, чем повышение стоимости продуктов питания и услуг ЖКХ. Вместе с тем, как отмечали осенью 2016 года в исследовательской компании Nielsen, сокращение расходов на лекарственные препараты не стало самой популярной стратегией экономии: лишь один из пяти покупателей в России признавался, что тратит меньше на лекарства, отыскивая дешёвые аптеки.
Сегодня подавляющее большинство покупателей не делают осознанного выбора между импортными лекарствами и их отечественными аналогами. Между тем, по данным DSM Group, более 70% (в денежном выражении) продаваемых в РФ медикаментов производятся за рубежом. В настоящий момент в рейтинге производителей лидируют иностранные компании, такие как Bayer, Novartis, Sanofi. Но в то же время заметное развитие начали получать оригинальные российские препараты — те, которые в отдельных сегментах не просто конкурируют с иностранной продукцией, а оттеснили её на второй план. Это, прежде всего, противовирусные противогриппозные препараты, иммуномодуляторы, энтеросорбенты. Увеличились продажи таких разрекламированных отечественных противовирусных брендов, как эргоферон и амиксин, имеющих у многих специалистов репутацию бесполезных.
Лидерами же по продажам в упаковках остаются такие популярные и недорогие аптечные товары, как цитрамон, бактерицидный пластырь и ацетилсалициловая кислота. Они продаются только в России и странах бывшего СССР, и стоят в среднем не более 10–20 рублей.
Некоторые импортные препараты просто не попадают на рынок. Есть среди них абсолютно инновационные, не имеющие аналогов и крайне востребованные в России — из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Всё дело упирается в государственную регистрацию цены, которая означает, что лекарство не может продаваться по ценам ниже рыночных. Так, в декабре 2017 года ФАС не захотела регистрировать препарат эзомепразол (бренд «Нексиум», форма выпуска в таблетках). По мнению службы, цена была завышена более чем в десять раз. Проведя сравнительное исследование цен на «Нексиум» в России и в 13 других странах, ФАС выяснила, что, например, в Хорватии цена упаковки объемом 40 мг составляет 179 рублей, тогда как в России — 1510 рублей.
По данным Счётной палаты, расходы на лекарства на 75% несёт население. Многие препараты действительно недоступны людям, которым они нужны. Дешёвые лекарства невыгодны ни производителям, ни аптекам, поскольку последние получают долю от продаж.
«Из года в год недорогой ассортимент забывается, и на его место приходят более дорогие, а не более дешёвые препараты такого же сектора, хотя и аналогичные, — сказал News.ru Давид Мелик-Гусейнов, директор НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы. — Речь идёт о чистой воды маркетинге, который реализуется поставщиками, заводами-изготовителями с помощью рекламы».
Между тем глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщения о постепенном исчезновении недорогих медикаментов. «Лекарства из дешёвого сегмента остаются на российском рынке, как и раньше, колебания их доли в общем ассортименте препаратов составляет 0,2–0,6%», — сообщила министр на правительственном часе в Госдуме. По её словам, Минздрав следит не только за ценовой позицией, но и за дефектурой — изменением ассортиментных позиций на рынке. «За весь прошлый год из 14,5 тыс. торговых наименований временный уход с рынка был всего по пяти позициям. И все эти позиции вернулись на рынок быстро, благодаря комплексному оперативному ответу Минздрава и Минпромторга», — заявила Скворцова, отвечая на вопрос депутата Госдумы Александра Петрова.
Что касается качества продаваемых медикаментов, то министр здравоохранения отчасти затронула и эту тему. По словам Вероники Скворцовой, россияне смогут проверят легальность лекарств с помощью мобильного приложения или общедоступного сканера. Это станет возможно к концу 2019 года, после того, как в полном объёме будет внедрена система маркировки лекарств. Министр заметила, что, по последним данным её ведомства, количество некачественных лекарств снизилось в России почти в два раза с 2013 года, и что самым эффективным механизмом борьбы с таковыми является именно система мониторинга.
Есть люди, которые в силу своих хронических заболеваний покупают препараты постоянно, а не от случая к случаю. Именно эта группа стала покупать больше дорогих, но жизненно необходимых им лекарственных препаратов, при этом — меньше в целом. Соответственно, это приводит к тому, что сегодня граждане более рационально используют свои денежные средства. Полагаю, это относится не только к лекарственным сегментам, но и ко всем бытовым товарам. Я бы не спешила с выводом о том, что спрос на более дорогостоящие лекарства вырос. Просто в сфере потребления лекарственных препаратов произошёл некий сдвиг, некое перераспределение. Существует стереотип, что если препарат дорогой, то он более эффективный. Потребитель просто покупает таблетку с большей дозировкой. Будет более быстрый эффект при меньшей затрате средств. Ведь требуется всего одна таблетка вместо трёх.