Россиян лишают автомобилей дешевле миллиона рублей

Экономика 18 февраля, 2019 / 11:19

С приходом нового года почти все автопроизводители обновили ценники. Этот шаг они объяснили увеличением ставки НДС с 18% до 20%. В среднем изменение стоимости не было крайне высоким и вполне соотносилось с ежегодной индексацией автопроизводителей на 2−3% в связи с инфляцией. О том, что налоговые новации окажут влияние на рынок, стало известно ещё в конце 2018 года — об этом предупредили представители большинства крупных автокомпаний. Однако никто не предполагал, что цены взлетят настолько. Оказалось, что неприятная для водителей тенденция лишь начала набирать обороты. Об этом говорят цифры. Так, согласно данным «Автостата», в январе компания Subaru повысила стоимость всех моделей в среднем на 50−100 тыс. рублей, машины АвтоВАЗа подорожали на 15−25 тыс. рублей, Citroen — на 20−100 тыс. рублей, Lifan — на 30 тыс. рублей, Peugeot — на 20−80 тыс. рублей, Renault — на 15–38 тыс. рублей, Hyundai — на 8−65 тыс. рублей. Ценники у своих моделей обновил и премиум-бренд Porsche — в начале года почти все комплектации его моделей выросли в цене на 186–648 тыс. рублей. Цены на наиболее популярные среди автолюбителей модели Ford — Focus и Kuga — выросли на 35−59 тыс. рублей. Японская компания Nissan повысила стоимость седана Almera и двух кроссоверов — Qashqai и X-Trail (11−85 тысяч рублей).

Lada на миллион

Бюджетные модели, в свою очередь, перешагнули важную психологическую отметку в миллион рублей. Начало года ознаменовалось стартом продаж седана Lada Vesta Sport со стартовой рекомендованной ценой в 1 009 900 рублей. Впервые в новейшей истории АвтоВАЗа его автомобиль преодолел этот порог. В минувшем году производители не особо сдерживали рост цен. В массовом сегменте машин в России за 2018-й было продано 1,52 млн (+14%) новых легковушек, что составляет 91% от общего объёма российского рынка. Несмотря на то, что картина продаж является весьма позитивной, уже в прошлом году средневзвешенная стоимость нового массового автомобиля выросла на 10% — до 1,19 млн рублей, средний чек за премиум-машину вырос на 5% — до 4,08 млн рублей.

При этом стоит отметить, что в премиум-сегменте происходят более резкие скачки цен, нежели обещанные 5%. Так, предыдущее поколение BMW третьей серии в базовой версии в феврале минувшего года можно было купить за 1,89 млн рублей. После поколение сменилось, и по состоянию на февраль 2019-го за начальную комплектацию «трёшки» уже придётся выложить от 2,58 млн рублей.

Фото: Сергей Булкин/News.ruLada Vesta Sport

Приобрести кроссовер Hyundai Creta три года назад можно было за 629−989 тыс. рублей, сейчас же цена на него составляет от 957 тыс. рублей до 1,34 млн рублей. Также стремительно возросли цены на считавшиеся доступными кроссоверы Renault Duster и Kaptur, Ford Ecosport, Suzuki Vitara. Управляющий партнёр консалтинговой компании EURussia Partners Сергей Бургазлиев пояснил, что к подорожанию привели несколько причин. По его словам, из-за падения российской валюты автопроизводителям приходится выравнивать ценники в соответствии с динамикой курсов. Также на ценообразование оказывает влияние общий рост инфляции. При этом Бургазлиев отметил, что в результате увеличения ставки НДС прибавка в цене автомобиля в конечном итоге составляет вовсе не 2%.

«Возникает кумулятивный эффект от всей цепочки производства автомобиля, начиная от поставщиков автопроизводителей начальных уровней, заканчивая логистикой и дистрибуцией через дилера», — цитируют его «Известия».

Рост цен в России приводит к кардинальному изменению автопарка, у недорогих машин формируется преимущество, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Он отметил, что относительно 2014 года рубль более чем в два раза обесценился по отношению к доллару и евро и соответственно, стоимость автомобилей также выросла вдвое. При этом реальные зарплаты остались на прежнем уровне.

«Сейчас уже многие люди свыклись с мыслью, что на прежний класс автомобиля им уже не стоит рассчитывать в ближайшее время, они постепенно переходят на более дешёвые автомобили», — рассказывает Ифанов.

Он привел в пример ситуацию, в которой автовладелец, купивший семь лет назад полноприводный Nissan X-Trail за 800 тыс. рублей, сейчас сталкивается ситуацией, когда цены на X-Trail и его конкурентов с моноприводом начинаются от 1,4 млн рублей, а за версии 4×4 придётся выложить около 1,6 млн рублей. Не желающие испытывать удачу на вторичном рынке отдают предпочтение автомобилям более низкого класса. По словам Ифанова, оценивая макроэкономику и внешнеполитическую ситуацию, можно прийти к выводу о том, что в скором времени ситуация на российском рынке сильно не изменится. Бургазлиев, в свою, очередь, отмечает, что дальнейший рост цен неизбежен. Согласно его прогнозу, по итогам года в массовом сегменте цены вырастут на 4−7%, в премиальном — на 5%.