Россия отметила шестилетие своего пребывания в рядах ВТО. Официально примкнув 22 августа 2012 года к торговому клубу, объединяющему сегодня 164 государства, она получила доступ к международному механизму отстаивания коммерческих интересов. Именно в этом эксперты видят основную выгоду от полноправного членства РФ во Всемирной торговой организации. За истекшие 6 лет Россия участвовала как заявитель в семи спорах в рамках ВТО, по восьми — являлась ответчиком.
В 2018 году арбитры организации поддержали Россию в трёх спорах: с Украиной по железнодорожным вагонам и стрелочным переводам, а также антидемпинговым пошлинам на нитрат аммония российского производства, и в споре с Евросоюзом по третьему энергопакету. Особый резонанс получило дело, связанное с пошлинами на нитрат аммония: оно рассматривалось в течение трёх лет, и по его итогам введённые Киевом ограничения были признаны противоречащими обязательствам Украины в рамках ВТО.
Как заявил зампредседателя комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев, участие России в деятельности ВТО помогло ей избежать более жёстких торговых ограничений, когда в отношении неё в марте 2014 года были введены «беспрецедентные экономические санкции». Москве пришлось тогда отвечать контрсанкциями, постепенно переориентируя отдельные отрасли на внутреннее потребление выпускаемой продукции. А до этих рубежных событий, по словам сенатора, «делался упор на то, что благодаря членству в ВТО Россия сможет снизить цены на продукты питания, лекарства, одежду, мебель, автомобили и другие товары». Как заметил Васильев, Россия считала, что её новый статус явится важным драйвером повышения конкурентоспособности экономики РФ. Однако мировая экономическая конъюнктура изменилась коренным образом, и в этих условиях желаемых результатов получить не удалось.
Когда Россия вступала в ВТО в 2012-м, она делала это в рамках своей долгосрочной стратегии экономического развития. Москва исходила из простого посыла: ни одно государство не может построить по-настоящему эффективное национальное хозяйство, не будучи членом ВТО. Перечень целей, которые ставились в этой связи, был огромен. В частности, отечественная продукция нуждалась в большем доступе на иностранные рынки, а его давал режим наибольшего благоприятствования, декларируемый ВТО. Страна стремилась повысить конкурентоспособность отечественных товаров, расширить возможности для российских предпринимателей и инвесторов за рубежом, наконец, влиять на формирование международного законодательства в сфере торговли с учётом своих национальных интересов.
Членский билет во Всемирной торговой организации Россия получила во многом за счёт уступок и компромиссных шагов в области тарифной политики. Так, средневзвешенный импортный тариф был уменьшен, а квота иностранного участия в страховой сфере, напротив, повышена. В рамках присоединения к ВТО было заключено 57 двусторонних договоров по доступу на отечественный рынок товаров и 30 — по сфере услуг. Таможенные пошлины на сельскохозяйственную продукцию обрели новые параметры — 11,275% вместо 15,178%. По отдельным товарным группам в аграрном секторе произошло резкое снижение на 10−15%.
Между тем процесс вступления растянулся на 18 лет. Россия может претендовать на звание одного из самых настойчивых претендентов. Напомним, ВТО — это международный институт, который выступает преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного ещё в 1947 году. ГАТТ регламентировал глобальную торговлю на протяжении без малого полувека. СССР хотел примкнуть к нему, однако не вышло. В 1993-м Россия как правопреемница Советского Союза обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. С этого времени страну стали проверять на соответствие мировым торговым стандартам. Была создана соответствующая Рабочая группа, преобразованная после учреждения в 1995 году Всемирной торговой организации в Рабочую группу по присоединению РФ к ВТО.
В 2006-м, в рамках Азиатского-Тихоокеанского форума, Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО. Однако вскоре переговорный процесс был прерван из-за мирового финансового кризиса, свою роль сыграл и конфликт с Грузией по поводу Абхазии и Южной Осетии. Препятствия и разногласия нарастали как снежный ком. В частности, Москву не устраивали условия ВТО, касающиеся импорта мяса: от неё требовали, помимо больших квот на импорт животноводческой продукции, обнулить ряд таможенных пошлин. Это могло привести к демпингу на рынке и осложнить положение отечественных производителей. Но к декабрю 2010-го все проблемные моменты были урегулированы: участники тогдашнего Брюссельского саммита Россия-ВТО объявили об окончании переговоров по вопросу вступления РФ и подписали соответствующий меморандум. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО.
Мы примкнули к ВТО, исходя из того, что страна пойдёт по пути модернизации, т.е. экономика будет подвержена серьёзной структурной перестройке, реформам и так далее. Я уточню, что речь идёт о начале 2000-х годов, когда переговоры о присоединении вступили в активную стадию. От имени правительства их вело Минэкономразвития. Членство в ВТО приносит максимальную выгоду тогда, когда страна производит современные товары и услуги, соответственно, у неё есть диверсифицированный экспорт, и она экспортирует не только сырьевые товары, но и товары с добавленной стоимостью. В то время, кстати, Эльвира Набиуллина, которая возглавляла Минэкономразвития, заявляла, что нефтегазовая отрасль, которую мы активно эксплуатировали в середине нулевых годов, скоро себя исчерпает, и нам необходимо производить товары с высокой добавленной стоимостью. К сожалению, перестройки экономики, о которой думали в начале 2000-х годов, так и не произошло. Именно поэтому выгода от членства в ВТО носит на сегодняшний день ограниченный характер. Она, безусловно, есть, и заключается в том, что мы избавились от целого ряда дискриминационных ограничений на внешних рынках: когда страна не является членом ВТО, к ней могут применять ограничения без объяснения причин, в противном же случае к ней не могут применять ограничения без обоснования, без ссылки на правила ВТО. В этом плане ВТО принесло выгоду, но меньше той, на которую мы надеялись, поскольку по-настоящему серьёзную выгоду даёт лишь значительное увеличение экспорта. Я хочу особенно подчеркнуть, что на сегодня есть немало деятелей, пытающихся свалить на членство в ВТО наши недостатки и провалы в экономике. Это, безусловно, не так: все наши экономические проблемы имеют внутренние корни, а что касается ВТО, тут всё зависит от нас самих. Когда мы добьёмся коренной перестройки экономики, тогда и выгода от членства в ВТО будет значительно выше.
Артём Деев, ведущий аналитик Amarkets:
Каких-либо особо негативных последствий вступление России в ВТО не имело, но и сильного позитива, ожидаемого в 2012 году, нам тоже не принесло. Вступая в ВТО, мы надеялись, что это принесёт России большой экономический эффект, что откроются новые возможности, что наши предприятия выйдут на западные рынки. Но, по факту, всего этого не произошло, поскольку для этого требовалось много денег, а также необходимо было выдерживать жесточайшую конкуренцию. Россия, как поставщик на мировые рынки сырой нефти и газа, доля которых во всём экспорте составляет 70%, особых прорывных результатов благодаря членству в ВТО не добилась: экспортировать энергоресурсы можно и без вступления в торговую организацию.