Из-за санкционного давления со стороны США и стран Евросоюза и связанной с этим труднодоступностью получения высокотехнологичного оборудования отечественные производители в различных отраслях промышленности вынуждены использовать «серые» схемы для покупки необходимой продукции из-за рубежа. Об этом News.ru рассказали источники на рынке машиностроения, а также в среде госслужащих, близких к предприятиям ОПК.
США и страны Евросоюза ввели пакет антироссийских санкций в 2014 году в связи с событиями на территории Украины и присоединением Крыма к РФ. Ряд мер запрещал компаниям стран, наложивших ограничения, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в чёрные списки. Впоследствии запреты усилились, распространившись на многие отрасли промышленности.
Под ограничения США и ЕС попали оборонные заводы, в том числе «Молот-Оружие», логистические компании, связанные с главным военным ведомством страны, «Транснефть», её «дочки» и т.д. Под санкциями оказался и концерн «Алмаз-Антей» — создатель одних из лучших систем ПВО в мире. Предприятия ЗРК С-400 «Триумф» и других зенитно-ракетных комплексов расположены на площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Кирова.
Отечественная промышленность, находившаяся в 2014 году в серьёзной зависимости от иностранных поставщиков, за пять лет так и не смогла перейти на отечественные технологии. И хотя государство пытается заставить госкорпорации закупать «своё», многие из них открещиваются, предпочитая иностранное. Для этого в ход идут разнообразные схемы. В частности, разработчикам военной и продукции двойного назначения закупать сложные детали, станки и инструменты помогает заинтересованный круг влиятельных лиц, используя так называемые фирмы-прокладки в Старом Свете и США.
Источник, близкий к одному из предприятий по выпуску С-400, сообщил News.ru, что ряд элементов знаменитого экспортного товара сегодня производят в РФ на немецком и японском оборудовании.
Есть станки, которые запрещено ввозить в РФ из Европы, но за деньги можно обойти запреты и приобрести нужные вещи. Например, наша «оборонка» через ряд структур закупает их через «левые» конторы и везёт под видом другого товара. Когда системы ЧПУ (числовое программное управление) или иное оборудование попадают на границу, таможенники связываются с главой фирмы и спрашивают, можно ли это вывезти. И всё равно вывозят. За большие деньги, — сообщил корреспонденту интернет-портала источник.
Параллельно в России началось замещение импортных компонентов в сфере ОПК. Однако упадок промышленного производства за последние 30 лет не позволил создать необходимые узлы и детали.
Действия, которые направлены на создание собственных производств, недостаточны и носят во многом несистемный характер. Например, идея запуска Sukhoi Superjet 100 — правильная, но реализация ужасна. Пилоты боятся летать на этих самолётах. А в автопроме нужно, чтобы только российские марки с полной локализацией использовались в госведомствах. Россия только начинает переход к протекционистской, но рыночной политике.
На поставки высокотехнологичного «санкционного» оборудования в РФ пролил свет международный скандал, связанный с турбинами Siemens в Крыму. После введения экономических ограничений входящий в Ростех «Технопромэкспорт» закупил четыре газотурбинные установки высокой мощности для ТЭС Таманского полуострова. Несмотря на то, что в мартовском контракте 2015 года на €213 млн было сказано о запрете использования турбин где-либо, кроме Краснодарского края, оборудование отправилось на объекты в Севастополе и Симферополе. В итоге в июле 2017 года Siemens подал в суд на «дочку» Ростеха и ООО «Сименс технологии газовых турбин» (совместное предприятие Siemens и «Силовых машин»).
По словам экспертов, о поставках оборудования на полуостров немецкий концерн не мог не знать и лишь конкуренты на рынке сорвали сделку. История имела продолжение. В конце прошлого года «дочка» Ростеха, попавшая под санкции в результате скандала, искала импортные турбины для новой электростанции на Таманском полуострове. Немецкая компания снова готова поставить необходимое оборудование. Как и многие другие фирмы, работающие на рынке компонентов.
Конечно, определённый уровень отшибли. Но когда нам перестали поставлять инструмент, мы нашли в этой стране партнёра, покупаем у него за наличные. А он там для себя покупает и продаёт нам даже дешевле, чем станки. Нам сюда посылку отправляет. Мы отлично работаем, — сообщил News.ru источник в сфере машиностроения на условиях анонимности.
Тем не менее импортозамещение продолжается. Компонентная база для гособоронзаказа страны практически завершена, рассказал News.ru первый вице-президент Союза машиностроителей России, первый заместитель комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв.
Производить и разрабатывать комплектующие, которые используются в малосерийном исполнении в ряде случаев, абсолютно нерентабельно, и я даже бы сказал — преступно. Импортозамещение не показано при наличии ответственного зарубежного партнёра, который не прекратит поставки из-за санкций. Если такой уверенности нет, то несмотря на затраты, в целях обеспечения национальной безопасности необходимо осваивать ту или иную продуктовую линейку. Но это скорее исключение. Для нас чрезвычайно важно импортозамещение в отраслях, которые дают существенное развитие национальной экономике.
Он посетовал на то, что Россия, к сожалению, с большим опозданием применяет механизмы по поддержке отечественных производителей. Так, в США уже десятилетия работает закон о каботажном плавании. В территориальных водах этого государства не могут осуществлять коммерческие услуги суда не под американским флагом и не произведённые в США. Так, лишь 23 октября комитет по экономической политике ГД РФ одобрил законопроект, регламентирующий определённые виды поставок по Севморпути. Речь идёт о том, что перевозить нефть, газ, минералы смогут суда только отечественного производства и только находящиеся в российской юрисдикции. В Союзе машиностроителей России надеются, что документ будет принят в ближайшее время. Мера обеспечит заказы Объединённой судостроительной корпорации и завода «Звезда», где сегодня загрузка составляет 45–60%.
Необходимо найти разумную грань в применении механизмов принуждения к импортозамещению. Если экономическое и административное давление будет недостаточно сильным, импортозамещение никто не будет проводить — это хлопотно, тяжело, потребует дополнительных инвестиций. Если же мы будем «перекручивать гайки», тогда существует риск невыполнения в полном объёме госпрограмм и национальных проектов, — резюмировал эксперт.