Зарубежные инвесторы в течение 5–7 лет привнесут в российскую экономику $40 млрд. Данные средства поступят от инвесторов из Китая, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ.
Большая часть финансового потока будет направлена на развитие технологий, а также транспортной инфраструктуры, сообщил «Известиям» глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. При этом вряд ли подобные проекты будут долгосрочными, так как иностранные инвесторы с неохотой вкладываются в такие активы из-за геополитических рисков.
Как пояснил News.ru аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, текущая ситуация на рынке свидетельствует о снижении напряжённости в отношении российских активов.
Эксперты склонны считать, что ввод очередного раунда американских санкций откладывается на неопределённый срок, а европейские ограничения уже не так пугают инвесторов.
Кроме того, ЦБ РФ на днях сообщил о возобновлении интереса нерезидентов к рублю и операциям carry trade вопреки турбулентности на глобальном рынке.
«Благодаря решению прекратить операции в рамках бюджетного правила до конца года нацвалюта имеет все шансы продолжить укрепление, что повысит привлекательность отечественных активов для иностранцев», — говорит Мащенко.
Таким образом, отмечает он, российские инструменты будут вновь выглядеть гораздо интереснее других активов-аналогов, особенно учитывая трудную экономическую ситуацию в большинстве развивающихся стран, а значит, стоит ожидать восстановления спроса со стороны нерезидентов.
Финансовый консультант TeleTrade Михаил Грачёв заявил, что российская экономика всегда была интересна с инвестиционной точки зрения и совершенно очевидно, что с уходом ряда европейских или американских инвесторов под влиянием санкционных рисков «свято место пусто не будет».
«Тот объём в $40 млрд не критичен и для зарубежных финансов, и для российской экономики, но может стать сигналом для других потенциальных инвесторов, которые ещё пока делают свой выбор», — считает Грачёв.
Фактически под санкциями того или иного рода российская экономика работает уже около пяти лет. С большой долей вероятности санкционный режим не будет изменён в ближайшие 5–20 лет (достаточно вспомнить отмену поправки Джексона-Вэника). Но жизнь на этом не останавливается, и желание инвесторов прийти в российский бизнес — тому пример, говорит эксперт.
Безусловно, санкции не добавляют инвесторам оптимизма, для перестраховки они будут закладывать в инвестиционные договоры дополнительные условия. Но это уже технические детали, которые будут решаться на правительственном уровне.
По мнению эксперта Международного финансового центра Гайдара Гасанова, для привлечения иностранного капитала в экономику России необходимо позаботиться об инвестиционной привлекательности страны.
На фоне нестабильности геополитических факторов и трудностей, с которыми сталкивается бизнес, иностранный капитал просто боится России. В последнее время действия США по отношению к ряду стран, в частности Китая, спровоцировали цепь торговых войн. Оказавшись под давлением Вашингтона, отмечает Гасанов, страны стали искать новые рынки сбыта.
«В последнее время мы наблюдаем активное сближение России и Китая. Политическое и экономическое сближение происходит по ряду направлений: энергетика, производство оружия, торговля национальными валютами и стратегические проекты в транспортной и вспомогательной инфраструктуре», — говорит эксперт.
Это развитие, стимулируемое политикой и действиями Запада, включая санкции, связанные с Украиной, похоже, усиливается, несмотря на оговорки, обусловленные непростыми прецедентами, контрастными видениями и неопределёнными экономическими прогнозами.
Китайская политика, направленная на европейские рынки посредством возрождения Шёлкового пути, способствует этому развитию, уверен Гасанов. «Один пояс — один путь» проецируется в качестве альтернативы или дополнения к морским маршрутам, которые небезопасны в результате беспорядков в сопредельных странах и настойчивого контроля над морями со стороны Соединённых Штатов.
В то время как Россия, продвигая дружественные инвестиционные структуры, движется на восток, чтобы развивать российский Дальний Восток, граничащий с Китаем, последний расширяется на запад, проводя кропотливые переговоры со странами Центральной Азии и инвестируя в инфраструктуру и логистику, подчёркивает Гасанов.
Сотрудничество между Китаем и Россией является вопросом глобального значения, поскольку обе страны стремятся достичь экономической стабильности, несмотря на возражения США, санкции против России и эскалацию тарифной войны против Китая.
«У Пекина и Москвы были скалистые отношения, но в последние годы правительства двух стран открыто искали более тесные связи. Россия и Китай рассматривают запуск совместных проектов на сумму более $100 млрд. В результате работы китайско-российской группы уже реализовано семь проектов на общую сумму $4,6 млрд», — напоминает Гасанов.
При этом другие инвесторы — Саудовская Аравия и ОАЭ — видят Россию в качестве партнёра в области безопасности, а также экономического сотрудничества. Визит в начале июня наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Салмана Аль Сауда в Москву был увенчан подписанием декларации о стратегическом партнёрстве между Россией и ОАЭ. Декларация является первым таким соглашением между Россией и государством Персидского залива. Соглашение не стало неожиданностью, так как обе стороны объявили о стратегическом партнёрстве в апреле прошлого года в результате широкого сотрудничества с Россией в области взаимных инвестиций, торговли и совместного производства ряда технологий, в том числе военной техники.
Россия стремится уменьшить влияние США на Ближнем Востоке и играть более значительную роль в региональных мероприятиях по обеспечению безопасности, заявляет Гасанов. Между тем США пытаются сохранить существующий статус-кво и ограничить растущее влияние России.
С другой стороны, страны Персидского залива, принимая тот факт, что мир становится всё более многополярным, быстро осознали новую реальность на местах. Как отмечает эксперт, вместо того чтобы втянуть себя в новые дивизии холодной войны, арабы установили тесные связи с ключевыми державами, включая Россию. Поэтому мы можем с уверенность сказать, что инвестиции со стороны Китая и Ближнего Востока в экономику России будут увеличиваться.