В России с 26 сентября вступил в силу закон о блокировке операций по банковским картам. Теперь в том случае, если финансовые учреждения сочтут действия по «пластику» сомнительными, они смогут приостановить действия по нему на срок до двух рабочих дней. Как это будет реализовано на практике и как отразится на россиянах — выяснял News.ru.
Действие нового закона по замыслу его разработчиков должно уберечь клиентов кредитных организаций от мошенников. Но так ли это на самом деле? Ведь злоумышленники и сами смогут воспользоваться данными изменениями, разработав и применив на практике новые схемы по обману граждан.
Теперь служба безопасности банков будет отслеживать все операции, которые совершаются по картам, и блокировать всё, что сочтёт сомнительным или подозрительным. Например, слишком частые переводы денег за короткий отрезок времени, использование банкомата в другой стране или попытка расплатиться на малоизвестном заграничном сайте — всё это может вызвать подозрение.
Например, вы пользуетесь картой ежедневно, и ваши платежи в среднем составляют 100–200 рублей в сутки. Если с этой карты произведётся оплата в 10 тысяч рублей, то банк в праве не проводить эту операцию до тех пор, пока не убедится, что именно владелец карты распоряжается суммой.
Начнут финансовые организации, конечно же, с малого — заморозят операцию по карте, но в случае чего могут и лишить на некоторое время своих клиентов возможности пользоваться картой до выяснения обстоятельств.
Как пояснила News.ru руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Екатерина Туманова, вступившие в силу поправки в федеральный закон на самом деле создают безопасные условия для владельцев платёжных карт.
«Да, это создаст дополнительные действия, однако у кибермошенников теперь появляются сложности в краже средств со счетов», — считает Туманова.
Эксперт отметила, что в некоторых банках была такая практика — при оплате в магазинах всё проходило без проблем, но как только перевод шёл на чужую карту — звонил оператор и уточнял у владельца счёта необходимые подробности: производились ли за последние 15 минут какие-либо операции, в какой сумме был перевод. Могут даже спросить паспортные данные или кодовое слово — всё, чтобы идентифицировать владельца.
«Много времени такой звонок не занимает, однако с такой заботой есть спокойствие за сохранность средств. Только сейчас все банки обязали работать по такой схеме», — отметила она.
В этой связи у мошенников не будет шанса совершить кражу. По крайней мере, в ближайшее время.
По мнению эксперта Международного финансового центра Ольги Прохоровой, законодательная инициатива узаконивает уже давно практикуемые отдельными банками процедуры.
«Идея блокировать счёт на два дня, если с клиентом не удалось связаться, выглядит немного сомнительной. К примеру, если человек уехал за рубеж, да ещё и впервые, и там совершает какую-то покупку. Банк видит нетипичную ситуацию, но связаться не может (роуминг подключают не все). В этом случае двухдневная блокировка карты может существенно подпортить впечатление от зарубежной поездки», — сообщила Прохорова.
Впрочем, это, по её мнению, легко предупредить, заранее связавшись со своим банком.
Финансовый консультант TeleTrade Михаил Грачёв напомнил, что, к примеру, Альфа-Банк и ВТБ давно проводят мониторинг операций по банковским картам, и в том случае, если они видят признаки несанкционированной клиентом транзакции, списание средств со счёта блокируется.
«Более того, например, ВТБ использует для определения сомнительной операции около 800 признаков, что существенно превышает рекомендации Центробанка», — сообщил Грачёв.
Безусловно, распространение технологии защиты на всю банковскую систему повысит возможности банков по охране средств от несанкционированного списания. Но слабым звеном в новой технологии является тот факт, что банки будут обязаны уведомлять клиентов о блокировке сомнительной транзакции и подтверждать у клиентов фактическое назначение списания средств (например, оплата крупной покупки или снятие большой суммы).
«И самый простой способ уберечься от мошенничества — простое внимание к звонкам или СМС-сообщениям», — советует эксперт.
Банки никогда не запрашивают PIN-код, данные карт и прочую конфиденциальную информацию. Поэтому самый простой и банальный совет — оставаться бдительным.
Важно, чтобы с момента действия закона о нововведениях были уведомлены все клиенты банков, чтобы они чётко знали, в каких случаях кредитная организация может с ними связываться и в какой форме этот разговор должен происходить. В этом случае потенциальная угроза злоумышленников, звонящих якобы из банка и спрашивающих данные карты, будет нивелирована.