В 2018 году перед промышленниками России поставлена задача роста несырьевого и неэнергетического экспорта ежегодно на 7–8%. По информации заместителя министра промышленности и торговли РФ Василия Осьмакова, на поддержание этих отраслей в 2018 году планируется выделить 19 миллиардов рублей. Максимальная задача, которую ставит перед собой государство, — переход оборонной промышленности полностью на отечественные комплектующие. Хорошие успехи по импортозамещению показывают и сферы потребительского рынка — овощная и фармацевтическая промышленность. Также есть приятные новости и в машиностроительной отрасли. Станкостроение, заброшенное на 20 лет, стало возрождаться. Доля его на внутреннем рынке увеличена на 25%. За 2017 год было профинансировано восемь проектов, касающихся этой важной для страны отрасли. Но проблемой остаётся выход товаров на мировые рынки. О проблемах импортозамещения и об их решении корреспондент News.ru поговорил с первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике и главой Временной комиссии СФ по мониторингу экономического развития Сергеем Калашниковым.
— Сергей Вячеславович, программе импортозамещения уже три года, какие проблемы возникают при её реализации?
— Во-первых, у нас отсутствует ориентация импортозамещения на внутренний рынок, потому что он по многим позициям недостаточно ёмкий. Зарубежные предприятия становятся в более выгодные конкурентные позиции, поскольку у них огромный мировой рынок, а мы на него не выходим из-за неспособности наших предприятий и из-за отсутствия организационных условий для экспортной деятельности.
— Какие условия должны быть созданы, чтобы экспорт развивался?
— Нужно понимать, что любой бизнес может именоваться бизнесом, если есть его востребованность на мировом рынке. Производить подковы для собственного колхоза — это не импортозамещение. Нужен экспорт.
— Что ещё мешает выходу отечественных товаров на международный уровень?
— Как раз вторая проблема — это таможенное регулирование. По сути дела, санкции перечеркнули вступление России в ВТО (Всемирная торговая организация. — News.ru). Они абсолютно не вписываются в законы этой организации. Здесь нужно ставить вопрос об изменении нашего позиционирования по отношению к ВТО.
— Нужно ли России членство в ВТО? Существуют разные мнения.
— Да, это очень спорный вопрос. В любом случае, на сегодняшний день принципы ВТО нарушены санкциями против России. В этих условиях является просто глупостью неукоснительное следование тем правилам, которые были до нарушения. Новая ситуация подразумевает и новое позиционирование. Проблема Министерства экономического развития РФ в том, что он намертво стоит за неукоснительную поддержку принципов ВТО и договорённостей. Но эти договорённости были приняты при вступлении России, когда не было санкций. Ну а сейчас другая ситуация, и МинЭк не хочет приспосабливаться к этому. С одной стороны, мы слышим, что санкции — это плохо и это проблема, а с другой стороны, министерство ничего не хочет делать в сложившейся ситуации. Так и возникает наша таможенная политика. Но и при той тарифной политике, которая сейчас существует, производителям невыгодно продавать товары на внутреннем рынке. Китай «забьёт» всех в силу многих причин. Это говорит о том, что нужно менять таможенно-тарифную политику.
— Но на это потребуется наверняка время, неужели это можно быстро всё изменить?
— Да, это можно сделать буквально за 15 минут, подписав соответствующие бумаги.
— Почему же этого не делается?
— Это мощнейшее лоббистское давление со стороны ряда лиц в нашей стране. С целью поддержать две-три фамилии мы разрушаем нашу экономику. Уровень знаний многих людей, принимающих решения в стране, к сожалению, очень низок. Непрофессиональные люди работают во всей структуре государственной власти. Очень высок процент некомпетентных людей на высоком уровне властных полномочий, отсюда и наше бездействие.
— Каков выход?
— Во-первых, большая свобода действий на каждом чиновничьем уровне. Я был министром, но надо мной было пять начальников, у каждого было своё мнение. Я как министр был связан по рукам и ногам. Мы никогда не решим проблему работы чиновника для людей, чтобы он повышал свою компетентность, если не повысим ответственность чиновника за принятие решения.
— Что ещё нужно сделать для развития импортозамещения?
— Надо понять, что бессмысленно всем сестрам давать по серьгам. Отсутствие жёсткого плана, впустую давать деньги предприятиям в условиях нехватки ресурсов — это бессмысленное занятие. Должна быть государственная стратегия, которая и обеспечит задачи. Ведь импортозамещение, пользующееся государственной поддержкой, совсем не предполагает того, что надо дать денег всем, кто пришёл.