Российские банки вынуждены сворачивать свои представительства за границей, причём в основном в дальнем зарубежье. За без малого два года число иностранных представительств отечественных кредитных организаций сократилось на 20%, следует из материалов ЦБ. Они возвращаются на «родину» из-за санкций и желания сэкономить, поясняют эксперты.
Число представительств банков за границей сокращается последние два года. Особенно активно кредитные организации стали закрывать свои представительства в ближнем и дальнем зарубежье в этом году. Если на 1 января 2017-го в других странах у наших банков было 30 представительств, то к 1 ноября 2018-го их число снизилось до 24. Больше всего они сворачивали офисы в дальнем зарубежье, следует из материалов ЦБ. Сейчас там осталось 16 представительств, хотя в начале прошлого года было 21.
В ближнем зарубежье ситуация существенно не изменилась — вместо девяти на 1 января 2017-го сейчас их восемь. Формальных ограничений на число представительств банков нет, следует из нормативных актов ЦБ.
Сейчас свои кредитно-финансовые учреждения за границей есть у нескольких банков, в том числе с госучастием. Например, у Сбербанка они в Германии и Китае, говорится на сайте кредитной организации. У ВТБ, по данным банка на начало этого года, три представительства за рубежом: в Италии, Китае и Кыргызстане.
Представительство, в отличие от филиала, не имеет права осуществлять банковские операции. Обычно цель, с которой его открывают, — проведение маркетинговых исследований, защита интересов банков на территории иностранного государства и другие, напоминает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Сокращение — это отчасти следствие уменьшения числа издержек банками, отчасти — последствия санкций, ведь представительство выполняет свою деятельность в статусе нерезидента.
«Первые санкции были не очень жёсткими, и закрытие представительств — это инерционный процесс», — поясняет он.
Ещё один фактор сворачивания деятельности — это консолидация банковской системы, добавляет Нигматуллин. В российском банковском бизнесе сохраняется напряжённая ситуация, связанная как с внешними, так и внутренними факторами, солидарен инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Львиную долю рынка занимают госбанки, а над ними ещё и нависла тема американских санкций. Как следствие, происходит и снижение активности на внешних рынках.
«Помимо сокращения числа представительств, наблюдаем выход из долей в зарубежных банковских активах. Один из примеров — сделка по продаже Сбербанком турецкого Denizbank, купленный 6 лет назад», — отмечает Бахтин.
Рост темпов ухода именно в этом году связан с кумулятивным эффектом и обострением санкционной риторики, и пока нет факторов в пользу остановки данной тенденции, убеждён эксперт. Уход банков с зарубежных площадок будет продолжаться — это обусловлено также сложной экономической ситуацией в России, солидарен гендиректор финансовой компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Материнским организациям всё сложнее поддерживать жизнеспособность собственных филиалов и представительств, поскольку требования со стороны регулятора внутри страны постоянно ужесточаются, и гораздо правильнее сосредоточить внимание к бизнесу внутри страны, чем за ее пределами. Помимо этого, высок риск новых санкций из-за Крыма и отравления Скрипалей, которые также могут выстроить преграды для нормальной работы и обмена информацией между банками.