Венесуэльская газета El Nacional опубликовала данные о намерении правительства Венесуэлы продать нефтяную компанию Petroleos de Venezuela (PDVSA). Одна из причин этого шага — правительство латиноамериканской страны не в состоянии больше гарантировать нормальную работу компании. Вероятный приобретатель, по данным издания, — российская «Роснефть», при этом Каракас не прочь отдать корпорацию в счёт скопившихся долгов.
В российском топливно-энергетическом комплексе отмечают множество проблем в возможном приобретении у Венесуэлы, в частности большие долги и разросшийся штат компании (140 тыс. сотрудников).
Венесуэльское СМИ подчёркивает, что правительство Николаса Мадуро рассчитывает реализовать сделку как можно быстрее, хотя не склонно документировать продажу в качестве передачи компании в частные руки.
Судя по всему, венесуэльские юристы срочно разрабатывают сейчас какую-либо иную форму предстоящего договора. Кроме того, для должной подготовки документа потребуется ратификация документа Национальным собранием республики.
Сама же Petroleos de Venezuela в настоящее время по большей части простаивает — добыча нефти резко сокращена, уменьшен рабочий день.
Со своей стороны, представитель «Роснефти» в интервью РИА Новости охарактеризовал эту информацию как «слухи», сказав что в компании их не комментируют. Пока хранят дипломатическое молчание и власти Венесуэлы.
PDVSA была сделана в своё время государственной, поэтому, судя по всему, и продать её другой стране предпочтительнее также госкомпании. Интерес же России в этой истории, по мнению аналитиков, состоит в том, чтобы продажа проводилась именно за деньги, а не была заменена приобретением либо прав на компанию, либо её активов. Что же касается самих российских нефтяников, то они, очевидно, не склонны заниматься в данном контексте какой-либо благотворительностью.
России выгодно иметь дело с Венесуэлой, так как наши нефтяники создали глобальную систему взаимодействия, обеспечивающую синергетический эффект.
Между тем не исключено, что определённые люди из властной верхушки Венесуэлы могут представить предполагаемую ситуацию с продажей как посягательство на суверенитет страны.
Кроме того, Делягин напомнил, что «Роснефть» вошла в капитал индийского НПЗ в Вадинаре — второго по величине в Индии и одного из наиболее технически совершенного в мире, получив тем самым выход на стремительно растущий индийский рынок бензина и поддержку индийцев в освоении месторождений в тяжёлых условиях. По его словам, данный завод ориентирован на тяжёлую, сернистую нефть. И Россия организовала поставку на него тяжёлой нефти из Венесуэлы. Тут действия были по принципу: то, что для нефтяника плохо, для нефтехимика — ценнейшее сырьё.
Для Венесуэлы это стало шагом к реальной независимости, из-за чего США и форсировали там кризис в начале года, не дожидаясь его вызревания. Американцы же строили переработку её нефти не в Венесуэле. Согласитесь, какой им смысл укреплять суверенитет латиноамериканцев? А в Тринидаде и у себя в Техасе. И венесуэльцы были абсолютно зависимы от них, — сказал он.
Любопытно, что помимо этого, аналогичным примером рациональной политики можно считать Катар, поставляющий сжиженный газ в Европу. Но зарабатывает он не на этих поставках, а на очистках газа и сопутствующих операциях.