Сразу две новости обрушились на мир криптовалюты за последние пару дней. Первая — это сообщение о том, что представители G20 хотят принять меры по регулированию рынка. Соответствующий проект могут утвердить 19–20 марта на совещании лидеров «Большой двадцатки» в Аргентине. Об этом сообщает Reuters.
Хотя инновации в криптовалютной сфере могут усилить эффективность финансовой системы, «Большая двадцатка» видит и проблемы с этой валютой. В частности, это отмывание денег, уход от налогов и финансирование терроризма.
Подобные опасения разделяет и глава Международного валютного фонда Кристин Лагард.
«Мы можем использовать потенциал криптоактивов, но только нужно регулировать их. Чтобы криптовалюта не стала убежищем для нелегальной деятельности или не превратилась в пространство финансовой вольности», — цитирует главу МВФ британская газета The Guardian.
Ещё одно сообщение, которое подпортило настроение предпринимателям, поступило из Калифорнии. Стало известно о том, что Google вводит запрет на рекламу рискованных финансовых инструментов. Среди них — криптовалюта, онлайн-кошельки и ICO, то есть открытая продажа цифровых активов. Новые правила вступят в силу с июня текущего года. Возможно, они помогут бороться с мошенниками, которые размещают недостоверные объявления. По данным статистики Google, в 2017 году более 100 таких объявлений они удаляли в секунду, а их общее число достигло 3,2 миллиарда.
Как ответ на эти события, курс биткоина за сутки обвалился на 3,81%, говорится на CoinMarketCap. Сегодня цена биткоина составляет 8752 доллара.
Напомним, что Google — не единственная крупная компания, которая выступает против рекламы биткоинов и других электронных денег. Чуть раньше, в январе, всемирно известная соцсеть Facebook запретила рекламировать криптовалюту.
В то же время российская соцсеть «ВКонтакте» сначала, как и «коллеги», ограничила сообщения о биржах и биткоинах, а с 8 августа прошлого года разрешила.
Теперь можно размещать рекламу бирж, блокчейн-сервисов, обучающих площадок, а также стартапов и бизнеса, связанного с криптовалютой. Об этом говорится на странице «ВКонтакте» для бизнеса». «Реклама криптовалют должна быть достоверной и добросовестной, без беспочвенных гарантий», — отмечают в объявлении. К «беспочвенным гарантиям» представители соцсети относят обещания быстро разбогатеть или подозрительные истории успеха. Но какую историю считать подозрительной? Вопрос непростой. Возможно, это способ запретить любую рекламу или желание руководства «ВКонтакте» отсеивать мошенников, давая возможность добросовестным компаниям заявить о себе.
В любом случае, тот факт, что в мире заговорили о контроле криптовалюты, наводит на мысли. С одной стороны, проследить, кто проводил сделку в биткоинах или других деньгах, практически невозможно. Все операции выполняют с помощью шифрования. Но с другой стороны, если всё-таки решили регулировать сектор, значит, относиться к нему начали серьёзнее.
— Думаю, это позитивная новость. Фактически признание новой индустрии крупнейшими экономиками мира. А стоны про отмывание уже рынок не волнуют и не влияют на текущий курс. МВФ боится за своё будущее, как и многие крупные банки, так как пользование цифровыми деньгами не предполагает посредников.
В любом случае, такие договорённости — это длительный процесс. Уже сегодня в странах G20 разные подходы к регулированию: от либеральных в Японии и ЕС до жёстких, как в Китае. Этот процесс важный, но для России необходимо формировать собственное отношение к этой новой экономической сущности, как сделала, например, Беларусь.
— Регулирование криптовалютного рынка на сегодняшний день, скорее, является добром, чем злом. Потому что нелегальная часть рынка очень небольшая. Это та часть, которая занимается незаконной деятельностью. Например, торговлей оружием. Большая часть рынка — это просто финансовые операции через криптовалюту. И если они будут находиться под регулированием государств, это позволит избежать мошенничества и потери денег у инвесторов. Другое дело, если регулирование будет жёсткое, с закручиванием гаек, с бешеными налогами. Например, как в Японии, где они доходят до 55%. Тогда рынку придётся перетечь в нерегулируемую серую зону. Надеюсь, государство это понимает и регулирование будет мягким.
— Что бы вы посоветовали делать тем, кто уже приобрёл биткоин?
— Я предполагаю, что его курс скоро будет расти. Правильный инвестор, как Баффет, изучает рынок, компанию, вкладывается и просто ждёт. Победа достаётся терпеливым, что я и рекомендую делать держателям биткоина.
— Регулирование, на самом деле, необходимо. Но надо понимать, что невозможно полностью отрегулировать криптовалюты. Например, если человек не хочет, чтобы все знали номер его кошелька, никто и не узнает. Скорее всего, контролировать начнут майнинг и официальные операции. Это может расширить применение криптовалюты. Например, можно будет ей расплачиваться, платить налоги, что добавит криптовалюте популярности.
— Что означает новость о запрете рекламы криптовалюты в Google?
— Она была ожидаемой. В Google поступает много жалоб о проектах, возникающих на волне популярности криптовалют и резко исчезающих. Это противоречит политике компании. Подобную рекламу уже запретили Facebook и «ВКонтакте». Рекламировать теперь можно на специализированных площадках. Стоит это намного дороже, чем контекстная реклама в соцсетях.