Президент России Владимир Путин одобрил документы, подготовленные главой Якутии, по возведению моста через Лену в черте Якутска. Почему многие эксперты развития городской и транспортной систем называют проект этого моста «долгоиграющим» и с какими факторами может быть связано его успешное функционирование — в материале News.ru.
Сам проект предусматривает строительство автомобильного мостового перехода через реку непосредственно в районе Якутска. Президент наложил резолюцию на письмо от главы Якутии Айсена Николаева с кратким комментарием «Ситуация созрела до реализации», дав поручение изыскать в федеральном бюджете необходимые средства, пишет «Коммерсант».
Идея явно выходит за узкорегиональные рамки — в том же письме Путин поручил правительству Дмитрия Медведева внести свои предложения по проекту.
Известна предварительная стоимость возведения сооружения — 63,7 млрд рублей. Из них 9,5 млрд обозначены как часть, которую внесут потенциальные частные инвесторы. При этом объём финансирования 47,8 млрд рублей закрепляется за федеральным бюджетом; 6,4 млрд — за региональным. С НДС общая стоимость проекта определена в 82,9 млрд рублей. Примечательно, что расходы по уплате налога на добавленную стоимость лягут на инвесторов, чей совокупный вклад должен быть равен не менее 28,6 млрд рублей.
Предполагается, что мост однозначно будет способствовать росту ВВП Республики Саха.
Якутск остаётся на сегодняшний день единственным из городов — административных центров, не соединённых наземным транспортным сообщением с федеральной дорожной сетью. Летом живущих в столице Якутии и пригородных районах буквально спасает паром, а фактически транспортное сообщение между огромными массивами республики — с запада на восток и с севера на юг — отсутствует 152 дня в году.
Проектом гарантируется, что легковые машины по мосту будут передвигаться бесплатно. Водители же остального транспорта будут платить 1–4 тысячи рублей по принципу: чем весомей (в прямом смысле) машина, тем больше тариф на проезд. Длина мостового перехода — 3,1 км, общая протяжённость подходов к мосту — 10,9 км.
История строительства моста началась ещё в 80-х годах прошлого века. По оценке руководителя консалтинговой компании «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, если бы не оперативное строительство моста через Керченский пролив, то на сегодня мост через Лену уже был бы возведён.
Как считает эксперт, якутский мост — это олицетворение одной из самых очевидных застарелых проблем, которые не терпят отлагательств в своей инфраструктурной модернизации. В компании «Infoline-Аналитики» видят экономическую логику в самой концепции моста через Лену — в противовес весьма сомнительному в этом плане проекту моста на Сахалин.
По конечным срокам просматривается следующая перспектива: если всё будет нормально с получением федерального гранта, то мост окончательно будет готов к эксплуатации к 2025 году.
Между тем в строительстве мостов в России картина складывается достаточно пёстрая, характеризующаяся крайне неравномерным распределением средств, подчас отсутствием должного контроля за их расходованием и известной предсказуемостью в назначении подрядчиков. В январе 2017 года затраты на Крымский мост перевалили за 300 млрд рублей. Правительство практически без конкурса распределяло контракты по данному проекту, что следует из документов, опубликованных на сайте кабмина. Контракты были подписаны с единственными исполнителями на 29,4 млрд рублей.
В апреле текущего года стало известно, что компания «Мостотрест» Аркадия Ротенберга может получить ещё один крупнейший заказ — на строительство моста через Волгу, около города Тольятти и села Климовка Самарской области. В случае своей реализации Тольяттинский мост станет вторым по затратности мостовым сооружением, построенным в РФ за последние 30 лет.
Непрозрачность в освоении «мостовых денег» никак не предохраняет от повторения разнообразных ситуаций и строителям Якутского моста — подобно тем, когда в июне 2019 года главы 15 компаний, участвовавших в строительстве Крымского моста, записали видеообращение к Владимиру Путину с просьбой разобраться, почему они уже почти семь месяцев не могут получить заработанные ими по контракту деньги. Общая сумма задолженности составила около 500 млн рублей. Авторы письма инкриминировали гигантскую задержку выплат менеджерам фирмы «ДЕКО» — субподрядчика компании «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга.
Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» Валерий Миронов считает ключевыми критериями отбора проектов в подобных ситуациях не только их прямую окупаемость, но и косвенные эффекты. Сейчас, на стадии завершения разработки проекта, судя по всему, должны быть уже просчитаны грузопотоки по этой магистрали, а также то, какая плата, возможно, будет взиматься за перевозки. При имеющихся планах, полагает экономист, взимать плату только с грузовых автомобилей и при тарифных ориентировках окупаемость для гипотетического частного инвестора может составить не менее 25 лет. При этом важны и косвенные эффекты, проявляющиеся в развитии бизнеса, в повышении связанности территорий, в создании, например, возможности проехать на автомобиле из Иркутска в Магадан по качественным трассам без паромных переправ.
Эксперт не исключает наличие у проекта отношения, прямого или косвенного, к стратегическим обстоятельствам, но его важно рассматривать ещё и в контексте обязательного использования потенциала бизнеса в Якутии и сопряжённых с ней регионах, чтобы через развитие этих секторов затем покрывались расходы тех немалых денег, выделенных для проектировки и сооружения моста из бюджетных источников.
По мнению собеседника News.ru, несмотря на сложности выбора приоритетов для развития огромных российских территорий, Сибирь и Дальний Восток надо развивать уже сейчас, и здесь модернизация транспортной инфраструктуры — одна из первоочередных задач. И единственным мостом через Лену в районе Якутска дело не может ограничиться — необходим единый комплексный, интерактивный план развития всех необходимых объектов региона в контексте развития всей страны.
Тем, кто реализует проект, вместе с региональными и федеральными властями было бы важно разработать сценарные прогнозы, как будут развиваться угольная, лесная и другие отрасли экономики в Якутии, чтобы по объёмам вывозимых грузов и перевозимых людей в другие регионы страны и за рубеж определить рентабельность возведённого моста. А сейчас пока трудно сделать такой прогноз с высокой точностью в силу роста в мире геополитической неопределённости. Если произойдёт её ослабление, то тогда намного реальнее станет получение инвестиций для развития этих направлений в промышленности Якутии и дальневосточных регионов в целом. В этом случае проекты, схожие Якутскому мосту, наверное, будут претворяться в жизнь более динамично.