Прыжки на граблях

Экономика 21 августа, 2017 / 16:10

Правительство РФ утвердило рассчитанный на 2017–2019 годы план реализации программы обеспечения жителей России доступным и комфортным жильём.

По сути, это официальное закрепление очередного этапа реализации принятой в 2014 году государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которая рассчитана на 2013–2020 годы.

Планировалось, что в результате реализации программы с финансированием в 581 млрд рублей стоимость квадратного метра жилья будет снижена на 20% и к 2020 году комфортные квартиры получат 60% семей, желающих улучшить свои жилищные условия. К 2015 году предполагалось также довести среднюю обеспеченность общей площадью жилья до 25–27 кв. метров на человека, к 2020 году — до 28–35 кв. метров. Программа предусматривает внушительный объём строительства жилья экономического класса: в 2015 году — 47,6 млн кв. метров, в 2017 году — 61,4 млн кв. метров, в 2020 году — 66 млн кв. метров.

Но эти планы оказались несостоятельными. Особенно это заметно на примере программы «Жилье для российской семьи», которая была запущена в 2014 году в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услуги граждан РФ». По этой программе до конца 2017 года должно быть построено 25 млн кв. метров жилья, а стоимость квартиры не может превышать 35 тыс. рублей за кв. метр. Однако по состоянию на декабрь 2016 года было построено только около 500 тыс. кв. метров жилья.

В апреле этого года Счётная палата, проверив 70 российских регионов, объявила, что программа «Жилье для российской семьи» выполнена только на 5,7%. В августе Минэкономразвития, подведя итоги выполнения в 2016 году нескольких госпрограмм, признало эту программу одной из самых провальных. По оценке министерства, она реализована всего на 55%.

С учётом этого утверждённый правительством план реализации программы обеспечения жителей России доступным и комфортным жильём на 2017–2019 годы вызывает ряд вопросов, на которые пока нет ответов.

Один из них касается сроков осуществления программы. Изначально её планировалось реализовать в три этапа: первый — 2013–2015 годы, второй — 2016–2017 годы, третий — 2018–2020 годы. Но отражённый в постановлении правительства период с 2017 по 2019 год ни к одному из обозначенных этапов не подходит и к тому же сокращает действие программы на целый год.

Главный же вопрос связан с эффективностью программы. Правительство выделило на её реализацию в течение 2017–2019 годов 691 млрд рублей — на 110 млрд рублей больше, чем за предыдущий этап, который, напомним, признан провальным. Несмотря на это, никто из чиновников не говорит о том, как будут учитываться прежние промахи и чем обусловлено повышение финансирования.