Мировое производство шкурок норки существенно снизится, спрогнозировали эксперты из Университета Копенгагена в исследовании «О мировой розничной стоимости меха». Уничтоженная из-за коронавирусных рисков датская норка послала чёрную метку всему мировому розничному рынку. Цены на норковые шубы находятся на низком старте и уже приготовились к взлёту. Что будет с ценой на норковые шубы на российском рынке меховых изделий — в материале NEWS.ru.
COVID-19 оказал значительное влияние на мировой меховой сектор. 25% мирового производства и 30–35% мировой торговли были уничтожены, говорится в исследовании. Объём розничной торговли мехом во всём мире и в Европе в частности в 2020 году составил (с учётом влияния коронавируса) $20,1 млрд и $4,8 млрд соответственно. Если бы не пандемия, то эти цифры могли быть существенно выше — $25,1 млрд и $6 млрд, указывает автор, старший советник департамента экономики пищевых ресурсов и продуктов Университета Копенгагена Хенинг Отте Хансен.
В 2019 году в мире было произведено 56 млн шкурок норки, в 2020 году — 27 млн, а прогноз на 2021 год — 20 млн (-25% к 2020 году). При этом в 2019 году 23% шкурок норки во всём мире были датского производства, в 2020 году на датскую норку пришлось 20%, а в 2021 году — 0%. И до 2022 года в Дании введён мораторий на разведение норок.
Да, 12 миллионов датских норок были ликвидированы в 2020 году — и ни одной датской норки, по крайней мере до 2022 года, не появится на рынке, поэтому мировое предложение сократилось, и в краткосрочной перспективе оно не восстановится. Мировые запасы теперь также стали меньше, чем несколько лет назад, — говорит NEWS.ru Хенинг Отте Хансен.
Дания была не только лидером по количеству выращиваемой норки, но и источником маточного стада для производителей из других стран. Теперь вся селекционная работа уничтожена.
По словам Хенинга Отте Хансена, рынок уже отреагировал на сокращение предложения со стороны Дании: цена на шкурки норки в 2021-м на осенних аукционах выросла вдвое. Эксперт предположил, что «цены останутся на этом более высоком уровне — потому что предложение уменьшилось, а запасы всё ещё довольно низки».
На осенних пушных аукционах Kopenhagen Fur цена на шкурку норки выросла в среднем до €43,36 (343 датские кроны), сообщало датское ТВ со ссылкой на информационное агентство Ritzau.
По словам авторов исследования, оценка розничной стоимости готовой норковой шубы складывается из множества факторов. Она зависит от уровня развития производства в конкретной стране, от цен на корма для животных, от валютных курсов, от аукционных цен на мех, от наценок производителей меховых изделий, от запасов шкурок, от данных о производстве и международной торговле (экспорте/импорте) шкурками и меховыми изделиями, от цен на коммунальные услуги, от заработных плат работников звероферм, от цен на топливо, наценки ретейла и т. д.
Простой пример. Норок на российских зверофермах кормят высокобелковой пищей. Это могут быть отходы производств курицы или индейки, например, по цене 200 рублей за килограмм. На одного зверька с момента рождения и до усыпления требуется более 50 кг корма, прежде чем его мех пойдёт в промышленное использование. На среднюю шубу необходимо около 30 шкурок. То есть не менее полутора тонн белка, пригодного для производства продуктов для людей, должно быть приготовлено и доставлено на звероферму, чтобы произвести одну шубу. По таким подсчётам качественная норковая шуба должна стоить не менее 300–400 тысяч рублей. Впрочем, в Китае себестоимость корма гораздо ниже. Поэтому и шубы из китайской норки обходятся дешевле. Однако низкое качество корма сказывается на качестве меха.
На розничную цену меха через сокращение предложения может влиять и деятельность экоактивистов, стремящихся запретить использование натурального меха. Так, множество итальянских брендов одежды уже отказались от его использования. В конце декабря 2021 года парламент Италии проголосовал за поправки, которые запрещают звероводство в стране. Она станет 16-й страной в мире, которая присоединилась к запрету на звероводство и производство изделий из натурального меха. К лету 2022 года итальянское звероводство исчезнет как класс.
Ключевой вопрос сегодня в том, как долго российской отрасли по производству меховых изделий из норки хватит запасов шкурок. Этот бизнес так устроен, что запас у производителей есть всегда.
Мы можем определённый период работать. Кроме того, остаётся дикий мех — соболь, куница. Остаётся российское производство норки. В этом году в России тоже будет сильный спад производства из-за жаркого лета. Производство составит 1–1,5 млн штук. На рынке ещё остаются Польша, Китай, и есть небольшие запасы в Дании. За два-три года эти запасы будут переработаны и проданы. Дальше никто не может предсказать, как будет развиваться ситуация. Норковых шуб по 50 тысяч рублей точно не будет, — говорит Сергей Дорожкин, директор Дома меховой моды Татьяны Дорожкиной.
По его мнению, Китай также почувствует сокращение поголовья. Первыми закрываются зверофермы, у которых плохое качество и низкие цены на шкурки. Им сложнее пережить произошедший скачок цен на корма. И они моментально теряют покупателей, когда начинают повышать цены на продукцию.
По словам Сергея Дорожкина, отрасль по производству меховых изделий станет меньше. Массовых продаж не будет, из отрасли уйдут сетевые магазины. В ближайшей перспективе норковые шубы станут люксовым товаром.
Когда запасы шкурок закончатся, то цены на шубы пойдут вверх. Как сильно? Это будет зависеть от зимы и от реализации шкурок норки на аукционах Kopenhagen Fur в Дании и Saga Furs в Финляндии в феврале — марте 2022 года.
Вниз цена точно не пойдёт. К тому же нынешняя зима и в России, и в Европе уже довольно суровая. Если валютный курс останется тем же, то рост цен на норковые шубы в 2022 году возможен не менее чем в диапазоне 15–20%, — говорит Сергей Дорожкин.
Мировые и российские цены на изделия из меха могут вырасти на 30–40% в этом году, прогнозировал весной 2021 года президент Российского пушно-мехового союза Сергей Столбов. По его словам, это связано с удорожанием пушнины, которое по некоторым позициям стало двукратным. А на долю сырья приходится до 70% себестоимости изделия.
По оценке компании Alto Consuting Group, 80% российского рынка готовых изделий из натурального меха приходится на импорт. Китайская продукция занимает около 60%. Таким образом, половина шуб в российских магазинах — китайского производства. По данным статистики внешней торговли, в 2020-м Россия импортировала шуб на $115 млн. Среди крупнейших партнёров — Китай, Италия и Турция.