Приватизация в России не пополнит казну

Экономика 24 октября, 2019 / 19:31

Глава Минфина и первый вице-премьер Антон Силуанов сообщил, что в правительственных кругах рождается новый план приватизации в России. И не простой план, а «амбициозный». Дополнительную интригу новости сразу придало то обстоятельство, что смежное ведомство — Минэкономразвития уже работает над таким проектом. Можно ли считать эту новость «громом средь ясного неба» для российской элиты, какое противоречие в нём кроется и какие последствия оно способно вызвать как в случае реализации, так и, напротив, снятия с повестки дня — в материале News.ru.

Симптоматично, особо осведомлённые источники уже знали о намерениях в российском Белом доме ещё 19 октября, — в тот день Силуанов обсуждал необходимость ускорить приватизацию в РФ на встрече с иностранными инвесторами в Вашингтоне.

Аргументация руководителя финансового ведомства прежде всего была такова: сама по себе приватизация нужна не для разовых дополнительных доходов, а исключительно в стратегическом плане — для последовательной работы по снижению доли государства в экономике. Силуанов уточнил также, что для оперативных целей поддержания бюджета РФ новая модель приватизации не рассматривается.

Тем более профицит федерального бюджета, как сообщил Минфин 25 сентября 2019 года, составляет 1,932 трлн рублей, — как следовало из опубликованного во вторник Минфином проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы». В следующем году профицит бюджета ожидается на отметке 1,22 трлн рублей.

Силуанов сказал, что в вопросе приватизации российские власти «немного подрасслабились».

Министерства все сидят на своих даже небольших долях в компаниях, и все хотят ими управлять. Это известная вещь, — отметил глава Минфина.

Ожидается, что в ближайшую программу приватизации попадут компании «небольшого дивизиона», хотя и крупные также рассматриваются для включения.

Уже в октябре был известен список тех, чьи пакеты акций могут быть выставлены на продажу. Среди них — «РусГидро», «Совкомфлот», «Транснефть», «Ростелеком», «Россети» и Объединённая зерновая компания (ОЗК). Эта мера уже запланирована в проекте плана приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы.

В тренде, собственно, ничего неожиданного нет — ранее Минфин неоднократно предлагал уменьшить долю государства в компаниях, исключая оборонные, до 50%. Отдельные аналитики и эксперты министерства доказывают необходимость сокращения её в некоторых случаях до 25% или до нуля.

Так, «Транснефть» (78,5% принадлежит Росимуществу) также уже включена в план приватизации на 2020–2022 годы. РЖД (100% у правительства) в этот список не вошли. Но это пока, поскольку Силуанов, отвечая на вопрос, будут ли включены в план РЖД, загадочно сказал: «Посмотрим».

По данным Росстата, в настоящее время в России 442 акционерных общества с долей государства свыше 50%. Их количество сократилось на 9,4% по сравнению с предыдущим годом.

В июле текущего года стало известно о планах сделать трёхлетний план приватизации «скользящим», иначе говоря, ведомство Максима Орешкина будет его дополнять ежегодно — до 1 февраля. В Минфине придерживаются мнения, что данная мера добавит больше достоверности прогнозам по поступлениям в бюджет от приватизационных сделок.

Ранее, выступая в Госдуме, руководитель Счётной палаты, экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил о поддержке СП планов новой приватизации.

Фото: Klaus Ohlenschläger/Picture Alliance/Global Look Press

Примечательно, что новость о грядущей приватизации из уст Силуанова никоим образом не является чем-то неожиданным во внутрироссийской повестке. Последние 2–3 года многие российские регионы стали своего рода полигонами для обкатки моделей передачи разоряющегося муниципального имущества (горводоканалы, тепловые сети, электросети) в руки частника, точнее, концессионера. Один из активных игроков на этом новом коммунальном поле компания «Ренова» Виктора Вексельберга, которая через своих «дочек» приобрела ресурсопоставляющие структуры сразу в нескольких российских городах.

Понятно, на местном уровне подобная активность приватизации не всегда, не всеми и не во всём воспринимается однозначно. Порой просто потому, что договор концессии заключается с губернаторами и мэрами по меньшей мере на 50 лет, и пока среди первых её и ощутимых для жителей результатов — банальный рост тарифов.

Главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко уверен в том, что речь идёт вовсе не об идее Силуанова, не о его «амбициозном плане приватизации». По мнению Ципко, в нашем сформировавшемся «выборном самодержавии» такие глобальные решения, как новая волна приватизации, одним министром финансов, — даже если он ещё одновременно будет занимать кресло первого вице-премьера, — приниматься не будут, отмечает учёный. Надо понимать, что существует не сегодня возникший антагонизм между внутренней и внешней политикой, которая осуществляется в нашем государстве.

Александр Ципко, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН

Внешняя политика следует своим имперским амбициям, отсюда — «русская весна» со всеми её драматическими последствиями, и вот теперь экономика страны становится разменной монетой, заложницей конфликта на Украине начала 2014 года и последовавших событий.

Но с другой стороны, обращает внимание собеседник News.ru, если исследовать подоплёку замаячившей новой приватизации, то Владимир Путин как был, так и остался либералом. Он прекрасно понимает, что советский хозяйственный механизм был изначально мёртвым; показательно в этой связи его замечание на последнем Валдайском форуме о том, как коллективизация убила русского крестьянина. И снова обращает на себя внимание, что вся его команда, отвечающая в том числе за направления макроэкономики, это — люди школы Егора Гайдара.

И вот здесь мы подошли к одному очень серьёзному противоречию, подчёркивает Ципко, — санкции с нас не снимут; даже если нам удастся с достоинством отказаться от поддержки Донбасса.

Крыма мы не отдадим; да и, на мой взгляд, отдавать его и не надо, — полагает эксперт. — Как в этих условиях поступать? Я думаю, совсем не случайно, что именно сейчас снова стал будироваться вопрос о приватизации тех активов, той собственности, что не попала в частные руки в 90-е и нулевые годы. Уровень жизни населения не катастрофически, но всё неуклонно снижается. Я сам живу среди простых людей, я — человек электрички, и я вижу, как растёт недовольство Путиным среди простого населения. Как спасти ситуацию? Безусловно, найти новые источники экономического роста. И вот эта мера, как продажа в частную собственность потенциально прибыльных объектов, и рассматривается — на примере заявления Силуанова.

С одной стороны, по мнению учёного, это опасно. Потому что если вы, господа, заявляете о своём стратегическом противостоянии с Западом, то вы должны сохранять контроль за стратегически важными структурами, обеспечивающими суверенитет страны, — и тут у всех на глазах встаёт пример Ходорковского, который в своё время намеревался продать контрольный пакет своей нефтяной компании американцам. А с другой стороны — почти все наши крупные госкомпании, к сожалению, экономически неэффективны. И тут сам собой напрашивается извечный русский вопрос: что делать?

По мнению Ципко, достаточно сложно решить эту проблему, это противоречие.

Я как патриот, откровенно говоря, опасаюсь, что основные рычаги контроля за экономикой моей страны начнут служить не российским интересам, — говорит он.

Тем более в этой связи тот факт, что Антон Силуанов обсуждал перспективу новой российской приватизации несколько дней назад в Вашингтоне с американскими инвесторами, наводит на размышления.

И в то же время я как гражданин, — признаётся он, — боюсь увеличивающегося недовольства падением уровня жизни, боюсь нарастания гражданского противостояния; и в этой связи у меня резонный вопрос: доносит ли ФСБ президенту о реальном падении потребительского спроса, о том, что цифра в 20 млн находящихся за чертой бедности, по крайней мере, занижена и «приглажена»?

Эксперт выразил надежду, что время покажет, насколько тонко нужно будет пройти по грани, грамотно реконструировав государственные монополии в экономике, не создающие основу для роста благосостояния народа, и вместе с тем сохранить и укрепить самостоятельный характер нашей внутренней и внешней политики.