Прибалтика теряет белорусский транзит

Экономика 05 января, 2018 / 16:39

Раньше продукция «Белнефтехима» шла на экспорт через порты балтийских стран. Новость о смене путей поставок ввергла правящие круги Литвы, Латвии и Эстонии в глубокое уныние — теряя белорусский транзит, Балтия лишается миллионных доходов.

Глава «Белнефтехима» Игорь Лященко заявил, что с декабря 2017 по январь 2018 года через Россию будет экспортировано 72 тыс. тонн белорусских нефтепродуктов. «Соответствующий контракт на поставку через российские порты уже есть», — сообщил Лященко. По его словам, перевозки через российский морской порт Усть-Лугу — это взаимный интерес России и Беларуси. Если первый опыт окажется удачным, то уже в текущем году экспорт нефтепродуктов, произведённых на нефтеперегонных заводах (НПЗ) Беларуси, через порты российского Северо-Запада может достигнуть миллиона тонн.

В общем, как говаривал первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв, процесс пошёл. Причём с завидной скоростью.

Всего несколько месяцев назад, в конце лета прошлого года, Владимир Путин заявил, что белорусские нефтепродукты, получаемые из российской нефти, поставляемой по льготным ценам на белорусские НПЗ, должны экспортироваться через порты России, а не Прибалтики. «На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится», — заметил Путин. А раз так, вполне логично использовать российскую инфраструктуру. «Это не какие-то политические решения, мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где-то в другом месте», — подытожил глава российского государства.

По идее, конкретика, прозвучавшая из уст президента РФ, должна была заставить власти балтийских стран как минимум крепко задуматься. Однако они, напротив, проявили удивительную беспечность.

Под своё олимпийское спокойствие подвели меркантильную базу. Дескать, порты, расположенные в Ленинградской области, находятся почти в тысяче километров от белорусских НПЗ. Гораздо дальше, чем порты Вентспилса, Риги и Клайпеды. Соответственно, и стоимость транспортировки оказывается выше, чем через Прибалтику (12–18 долларов против 6–8 долларов за тонну). По этой причине переориентация транзита была радостно объявлена невозможной. Мол, Лукашенко ни за что не захочет переплачивать в угоду своему восточному союзнику. Батька раньше в подобных ситуациях никогда не ленился демонстрировать строптивый характер.

Однако для сглаживания острых углов Батькиного характера при желании можно найти немало эффективных способов. Говорите, российские порты расположены дальше от белорусских НПЗ, чем литовские или латвийские? Да, это так, но компенсировать удорожание доставки несложно — достаточно повысить железнодорожные скидки, что, собственно, и так постоянно делает РЖД. И вообще, поле для финансово-экономического манёвра у России, образно говоря, с гектар; у стран Балтии — с квадратный метр. Собственно, зарабатывать им особо не на чем — только на перевалке грузов, ну и ещё на шпротах. Забавно, что при столь скромных доходах у тамошних властей сохраняется такой гонор.

Но на этот раз балтийские власти и их покровители из ЕС и США явно опростоволосились. В Минске заявили, что переориентация транзита на Россию возможна, если это будет выгодно Беларуси и не нанесёт ущерба её экономическим интересам. В конце минувшего года в Москве встречались вице-премьеры России и Беларуси Аркадий Дворкович и Владимир Семашко. Белорусский представитель заявил, что НПЗ его страны не имеют права потерять на переориентации транзита ни копейки и что Беларусь пойдёт на замену Риги и Клайпеды Усть-Лугой и Санкт-Петербургом только на условиях, которые будут выгодны для её экономики. С самого начала переговоров на эту тему в Минске официально подчёркивали: Москва не оказывает давления на белорусских союзников, не «выкручивает им руки» в вопросе переориентации нефтегрузов.

В итоге власти Балтии с их курсом на «сдерживание» России и вбивание клиньев между Москвой и Минском попали впросак.

Они загипнотизировали себя политическими мантрами, забыв, что основные положения теории Маркса ещё никто не отменял. Базис (экономический интерес) по-прежнему определяет надстройку (политику), а не наоборот. Проще говоря, своя рубашка ближе к телу. Эта нехитрая истина постепенно доходит и до наиболее здравомыслящих прибалтов. «Статистика становится всё суровее и неумолимо намечает истинные изменения в транзите», — заявила глава общества «Балтийская ассоциация — Транспорт и логистика» (БАТЛ) Инга Антане. По её словам, если в начале 2017 года ОАО «Российские железные дороги» утвердило отправку 90% нефтяных и угольных грузов через латвийский Вентспилс, то осенью — лишь 5%. По подсчётам БАТЛ, только за 9 месяцев прошлого года экономика Латвии потеряла 50 млн евро из-за неполученных российских грузов. Однако до сознания балтийских политиков этот «плач Ярославны» доходит с трудом, примерно с такой же скоростью соображают пресловутые «горячие эстонские парни» из старых анекдотов.

Кстати, эксперты пришли к выводу, что неизменным лидером по сокращению количества российских грузов на протяжении многих лет остаётся Таллин. Резкое сокращение российского грузопотока (в основном это нефтепродукты) делает положение тамошнего порта критическим. На втором месте по падению грузооборота — Рига. Главная причина коллапса — та же, что у Таллина.

В общем, похоже, Минск с транспортировкой своей нефтепродукции сделал окончательный и мудрый выбор. Прибалтийским соседям не грех бы поучиться у практичных и разумных белорусов.

В самом деле, нельзя бесконечно кусать руку, протягивающую кусок хлеба. Очень просто этого куска лишиться. Что, собственно, и произошло в истории с портами. Злобясь на Россию, обвиняя её во всех смертных грехах, прибалты потеряли наш транзит, теперь теряют и белорусский. Как говорится, по грехам и забота.