Европу продолжает лихорадить: цены на газ обновляют исторические максимумы. На спотовом рынке голубое топливо торгуется выше $700 за тысячу кубометров. Гораздо меньше за газ платят те, кто заключил долгосрочные контракты на поставку с Россией. Например, стоимость газа для Германии сегодня чуть ли не втрое ниже биржевой. О выгодах дружбы с Россией напомнил президент Владимир Путин по итогам переговоров с Александром Лукашенко. Так дёшево, как Белоруссии, РФ не продаёт газ никому. Однако и Европа могла бы рассчитывать на лучшую цену, если бы не самонадеянность некоторых чиновников.
Цены на газ в Европе выросли для тех покупателей, которые не заключали с «Газпромом» долгосрочных контрактов. Об этом Владимир Путин заявил на пресс-конференции после встречи со своим белорусским коллегой.
На споте сейчас, на свободном рынке в Европе, 650 долларов за тысячу кубов. Но это умники ещё в прошлом составе Еврокомиссии придумали рыночное ценообразование на газ, вот результат вам. <...> Но как вот в своё время напридумывали в Еврокомиссии — вот теперь пожалуйте бриться, — сказал Путин.
У Москвы в этом вопросе свой подход. В России цена привязана к нефти и, хотя цены тоже регулируют рынок, «колебания идут гораздо более мягко», пояснил президент. По словам Путина, государства, заключившие долгосрочные контракты на российский газ, могут «руки потирать и ликовать», так как приобретают его дешевле, иначе цена составила бы $650. Например, Германия ещё совсем недавно платила Газпрому $220 за тысячу кубометров топлива.
Ещё меньше за газ платит Минск. В 2022 году цена на газ для Белоруссии, как заверил Путин, сохранится на уровне текущего года — $128,5. Так дёшево России не продаёт газ никому.
Тем временем стоимость газа в Европе продолжает расти. Так, на торгах 9 сентября цена октябрьского фьючерса на газ на индекс TTF превысила $700 за тысячу кубометров, следует из данных биржи ICE Futures. Рекордную отметку пробили котировками контрактов на ноябрь и декабрь текущего года, прибавив за день ещё 3%.
В Европе очередной виток газового ралли связывают с действиями «Газпрома», который с 1 сентября на 12% сократил прокачку через Украину, отказавшись бронировать дополнительные мощности сверх твёрдого контракта с Киевом.
Позднее компания вдвое уменьшила поставки по трубопроводу Ямал — Европа, который соединяет западносибирские месторождения с Германией. Кроме того, «Газпром» приостановил продажу газа на электронных аукционах на 2022 год (там клиенты могли приобрести дополнительные объёмы сверх долгосрочных контрактов).
Из-за холодной зимы и жаркого лета хранилища в Европе на начало сентября оказались заполнены лишь на 67% против 91% в прошлом году. В абсолютных показателях разница составляет 25 млрд кубометров. В самом «Газпроме» объясняют peшeниe пo снижению пpoкaчки необходимостью пополнить российские xpaнилищa: к 1 ноября они должны быть заполнены до рекордных 72,6 млрд кубометров.
«Газпром» сложно в чём-то объективно обвинить, говорит аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман, напоминая, что его поставки в дальнее зарубежье (а это в основном как раз Европа) за восемь месяцев 2021 года составили 131,3 млрд кубометров, тогда как исторический рекорд — 133,3 млрд кубометров (за восемь месяцев). Основными причинами ситуации на газовом рынке Европы эксперт называет не политику «Газпрома», а климатические условия в прошедшие зиму и лето, а также перенаправление поставок СПГ в Азию, так как «там цены ещё выше».
Винить скорее стоит производителей сжиженного газа, ищущих своей выгоды в Азии, а также США, которые ради улучшения позиций своего СПГ существенно задержали строительство СП-2, — рассуждает аналитик.
У «Газпрома» более 80% поставок газа в Европу осуществляется с привязкой к фьючерсам на газ. Во втором квартале средняя цена реализации в дальнем зарубежье была на относительно низком уровне ($224 за тысячу кубометров), «просто потому что привязка идёт к дальним фьючерсам, которые намного менее волатильны, чем спотовые цены», объясняет Кауфман. Долгосрочные контракты «Газпрома» гарантируют не только стабильные цены, но отсутствие дефицита топлива, ведь все свои обязательства компания выполняет.
Европейцы и американцы уверены, что могут «формировать» будущее, однако это не всегда удаётся, на это и указал российский президент, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. По его словам, европейцы строили свой газовый рынок, рассчитывая получить в итоге рынок покупателя.
Они ждали, что к ним выстроится очередь и все будут мечтать продавать газ на европейском рынке. Оказалось, что случаются периоды дефицита, когда потребитель конкурирует за поставку, а не поставщики за рынок сбыта. Сегодня, например, весь СПГ ушёл в Азию, потому что там цена даже выше 700 долларов. И если ты хочешь, чтобы к тебе пришёл танкер со сжиженным газом, будь добр заплатить такую же цену.
По словам эксперта, европейские бюрократы десятилетиями принуждали компании ЕС подписывать контракты с привязкой к спотовым ценам, которые подвержены резким скачкам. Газпром придерживается классической схемы — привязки к стоимости нефти. Зная текущую цену на чёрное золото, можно спрогнозировать цену на газ через полгода. Путин призывает к созданию более удобной для всех системы ценообразования, которая будет работать не только лишь в интересах потребителя, поясняет Юшков.
При этом вряд ли европейские покупатели могут сегодня рассчитывать на льготы и скидки от «Газпрома», считает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Можно ожидать только, что острота проблемы дисбаланса спадёт и цены несколько снизятся, отмечает он.
А пока те, кому были адресованы слова российского президента, должны сделать определённые выводы. Риски от непродуманной политики и самонадеянности будут только расти, особенно в свете грядущего энергоперехода. Европа очень хочет отказаться от газа. Не рановато ли?