Повышение НДС принесло более 2 трлн рублей в бюджет

Экономика 05 ноября, 2019 / 15:37

Минфин огласил данные, согласно которым свыше 2 трлн рублей российская казна получила по итогам повышения ставки НДС в текущем году. Отметив, что подобный прирост является рекордным, ведомство не уточнило, существует ли ясная программа и у министерства, и у правительства в целом: на какие цели и в какие сроки полученный дополнительный объём бюджетного финансирования было бы оптимально направить. О том, что предшествовало успеху сбора такой суммы и всегда ли большие деньги благо, когда в государственном масштабе нет чётких представлений об их рациональном использовании, — в материале News.ru.

Минфин с оптимизмом смотрит и на ближайшие годы, — по его расчётам, в 2020 году прирост будет колебаться в пределах 639 млрд рублей, в 2022 году цифра возрастёт до 737 млрд. Нехитрый вывод, который делают специалисты финансового ведомства, — есть почва для ожиданий, что рост дополнительных поступлений обгонит показатель инфляции, которая, согласно данным госстатистики, примерно равна 4% в год.

Однако эксперты мировой экономики не разделяют настроя российского Минфина. Согласно результатам независимого исследования Всемирного банка (ВБ), перспективы экономического роста в России в 2019 году снижены по ожиданиям на 0,2 процентного пункта — до 1%. Аналогичен прогноз и на последующие годы, — по расчётам ВБ, в 2020 году увеличение объёмов экономики РФ будет лишь на уровне 1,7%. Положительный прогноз подтверждается только на 2021 год — рост ожидается на уровне 1,8%. В общем, резюмируют эксперты ВБ, всерьёз говорить о каком-либо прорыве в течение ближайших трёх лет не приходится.

Кстати, заметные позитивные значения российской экономике удалось продемонстрировать в 2018 году — 2,3% прироста. Причём увеличение оказалось выше всех ранее сделанных прогнозов Минэкономразвития. В этой связи некоторые экономисты объясняли это статистической погрешностью, тем более главная строка доходности в показателе числилась лишь за одним сектором — за строительством.

Также в докладе Всемирного банка содержится констатация, что помимо сделки ОПЕК+, на уменьшении темпов нефтяного экспорта Россией сказалось и попадание некондиционной нефти в трубопровод «Дружба», — что и не отрицалось, как известно, Министерством энергетики РФ.

Фото: tk2/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Другая международная структура, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценивает экономику России ещё критичней: в сентябре прогноз был снижен до 0,9% с ожидавшихся в апреле 1,4%. Прогноз на будущий год также ухудшен — с 2,1% до 1,6%.

Как ни удивительно, отечественные парламентарии больше солидаризируются с заокеанскими экспертами, нежели с отечественными Минфином и Минэкономразвития. Во всяком случае, если темпы роста мировой экономики упадут ниже отметки в 2%, то для РФ неизбежна стагнация, отмечается в принятом в Государственной думе прогнозе социально-экономического развития России на предстоящие два года.

Напомним, НДС традиционно оценивается в качестве крупнейшего источника доходов, не считая поступлений в бюджет от экспорта углеводородов. Так, в прошлом году за счёт НДС налоговиками было собрано свыше 6 трлн рублей, что в процентной доле равно 31% всех полученных доходов.

Надо признать, фискальный результат действительно впечатлил даже международные финансовые круги, но примечательно — именно в их стане решение повышать налоговую нагрузку на фоне явно недостаточного экономического роста квалифицировалось как неверное. Например, британская Oxford Economics опубликовала данные, подтверждающие, что как раз по причине увеличения ставки вклад инвестиционных национальных проектов в укрепление российского ВВП будет сведён к нулю.

Наиболее уязвимыми категориями потребительского спроса в связи с введением в январе 2019 года нового налога значатся недвижимость, автомобили, бытовая техника, бензин, одежда, услуги в коммерческой медицине и услуги ЖКХ. Фактически не повлиял налог на стоимость ограниченного числа социально значимых товаров и услуг с льготной ставкой (всего 10% повышения — продукты, книги, обувь, ряд лекарственных препаратов и медицинских изделий). Никак не отразился налог, во всяком случае пока, на ценах на пассажирские перевозки.

Научный руководитель Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин видит в возможных приоритетах использования прироста бюджета больше политический фактор, нежели экономический.

Михаил Делягин, экономист

Фото: KP.RU
В конце концов, государство направляет деньги туда, куда важно ему, а не гражданам. И оно в ситуациях, когда денег нет, тем и отличается от семьи, что оно не то что может, а обязано эмитировать деньги (то есть выпускать их) по потребностям экономики.

Это, по его замечанию, — его прямая обязанность; и экономическая, и политическая, и конституционная, и моральная.

Делягин убеждён, что если государство желает развивать страну, то в качестве первоочередных задач оно должно тратить деньги на модернизацию инфраструктуры. Хочет воевать, — оно пускает средства на армию, а если в планах ничего не делать, то оно будет замораживать их в федеральном бюджете.

Поэтому велика вероятность, что эти колоссальные поступления от нового НДС, в которых так нуждается и экономика, и социальная сфера, будет заморожена. И бюджет на следующие три года, который уже принят в первом чтении, — тому прямое юридическое доказательство. Никаких надежд и иллюзий здесь быть не должно, — делает предположение эксперт.

Единственный полноценный выгодоприобретатель повышения ставки НДС, насколько можно судить, — это организованная преступность. На взгляд экономиста, НДС — это самый криминализованный налог. И если кто-то не хочет его платить, то он его не платит, просто цена ухода от него очень высока — 10% от объёма доходов, по имеющимся оценкам. Повышение НДС обеспечивает организованной преступности не только расширение круга её клиентов, но и увеличение своих прибылей на четверть. А Минфин радостно рапортует, что поступления от НДС будут расти на 7% в год при официальной инфляции в 4%, запамятовав, что официальная инфляция сильно занижается.