Миллиардер Владимир Потанин не оставляет попыток установить полный контроль над «Норильским никелем». Не имея возможности договориться с другим крупнейшим акционером ГМК Олегом Дерипаской, владелец «Интерроса» увеличивает свою долю, покупая акции на открытом рынке.
С середины марта 2018 года структуры Потанина приобрели на рынке 1,5–1,6% акций «Норникеля», сообщил накануне сам бизнесмен в ходе слушаний в Высоком суде Лондона.
Ранее в марте была закрыта сделка по покупке 2,1% акций ГМК у компании Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова. Таким образом, Потанин с начала года увеличил свою долю в «Норникеле» как минимум на 3,6%, до 34%.
Напомним, что вторым по весу после «Интерроса» акционером «Норильского никеля» является подконтрольный Дерипаске РУСАЛ с 27,8%. Доля Романа Абрамовича и его партнёров по Evraz составляет сейчас 4,2% акций.
По оценкам экспертов, наращивание доли Потанина на данном этапе не сможет вызвать каких-то существенных изменений в деятельности компании, так как все отношения акционеров регулируются соглашением, заключённым до 2022 года. Однако, если Потанин продолжит увеличение своей доли, то к моменту окончания срока действия акционерного соглашения он может оказаться в гораздо более выгодном положении, нежели Дерипаска.
Понятное дело, что Дерипаска недоволен увеличением влияния Потанина в ГМК. В связи с этим РУСАЛ подал иск в Лондонский суд, требуя признать сделку с Crispian незаконной. Суд начал 14 мая слушания, на которых лично выступили Дерипаска и Потанин.
История, которую рассматривает суд, началась в феврале этого года, когда «Интеррос» по своей инициативе получил оферту от Crispian о частичном выкупе доли компании в «Норникеле». Аналогичное предложение получил и РУСАЛ. При этом 4-процентный пакет было предложено разделить пропорционально долям в ГМК: 2,1% — «Интерросу» и 1,9% — РУСАЛу.
Первоначально РУСАЛ принял оферту Crispian, подчеркнув при этом, что сделка должна соответствовать условиям акционерного соглашения. Затем алюминиевая компания отказалась от выкупа. Сейчас представители РУСАЛа пытаются доказать в Лондоне, что акционерное соглашение было нарушено. Если Высокий суд признает правоту Дерипаски, сделка будет аннулирована: акции вернутся Абрамовичу вместе с дивидендами, а деньги — Потанину.
Борьба за «Норникель» достигла апогея в феврале текущего года, когда Олег Дерипаска был готов запустить так называемую русскую рулетку (shoot-out). Это предусмотренный акционерным соглашением механизм, который даёт возможность РУСАЛу и «Интерросу» выкупить пакеты ГМК друг у друга. Согласно правилам игры в «финансовую рулетку», любой из крупнейших акционеров может выйти с предложением о покупке у соперника акций по средневзвешенной за полгода цене плюс премия в 20%. Вторая сторона может выдвинуть аналогичное предложение или поднять цену. В последнем случае инициатор «рулетки» либо покупает пакет по предложенной цене, либо продаёт свой.
Для запуска shoot-out Дерипаске необходимо было созвать общее собрание акционеров, чтобы получить согласие, что было вполне реально, так как достаточно простого большинства голосов. Однако провести дуэль помешали американские санкции, введённые 6 апреля в том числе и против РУСАЛа, которому временно стало не до стрельбы.
Напомним, что главным противоречием между Потаниным и Дерипаской является их взгляд на развитие «Норильского никеля». Потанин склонен наращивать инвестиции в новые проекты, позволяющие компании расти. Тогда как Дерипаска заинтересован в получении стабильно высоких дивидендов и не приветствует крупных капитальных затрат.