Своего рода итоги работающего уже девятый год пилотного проекта по повышению финансовой грамотности среди населения регионов РФ подвёл заместитель министра финансов Сергей Сторчак. Среди результатов проекта — полученные данные о том, что менее четверти россиян способны формировать собственную денежную «подушку безопасности». Что мешает гражданам, с одной стороны, богатеть, а с другой — делать это с умом, — в материале News.ru.
Целью проекта, организатором которого в 2011 году выступил Минфин, было продекларировать повышение финансовой грамотности российских граждан, в первую очередь учащихся школ и вузов, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов. Среди программных задач названы «формирование разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к сбережениям».
В рамках реализации «пилота» стало известно, что откладывают деньги (точнее, могут позволить себе это делать, исходя из возможностей своего достатка) всего лишь 38% населения.
При этом Сергей Сторчак заверил, что в ведомстве ведут целенаправленную работу по системному вложению человеческих и финансовых ресурсов в данный проект, проводя активный мониторинг того, что происходит.
В этой связи цифры, показывающие, насколько увеличилось число граждан, владеющих таким важным инструментом, как собственная финансовая «подушка безопасности», Сергею Сторчаку кажутся убедительными. В целом по стране опрос зафиксировал, что пока менее 25% россиян готовы признать наличие у себя такой «подушки».
Замминистра также сообщил, что полученные опросные данные будут применяться для возможного продления проекта. Приоритет, как он подчеркнул, впредь будет делаться не на смешанном финансировании (когда с 2011 года проект получал перечисления в качестве займов из Всемирного банка и одновременно — из федерального бюджета), а преимущественно из российских государственных финансовых источников.
Напомним, на старте проекта, в 2011 году, в нём проявили себя только два пилотных на тот момент региона — Калининградская и Волгоградская области. В 2013 году к ним присоединились Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, а также Архангельская, Саратовская и Томская области.
Как следует из данных директора Департамента международных финансовых отношений Минфина Андрея Бокарёва, промежуточным итоговым мероприятием проекта стал организованный в октябре 2015 года в 42 регионах Всероссийский экзамен по финансовой грамотности. Его результат показал, что с базовым тестом справились только 33% опрошенных. Уровень грамотности в РФ, сделали вывод устроители экзамена, пока значительно ниже, чем в развитых и даже некоторых развивающихся странах, а более 60% россиян не готовы нести ответственность за свои финансовые решения.
В то же время создано 17 учебно-методических комплектов (83 книги) для школ (со 2-го по 11-й класс), воспитанников детских домов и школ-интернатов, а также для учебных заведений среднего профессионального образования. Учебная литература была направлена в регионы и успешно апробирована в пяти из них. Было задействовано в общей сложности около 200 педагогов, 5 тыс. детей и 3 тыс. родителей.
Андрей Бокарёв отмечает, что по результатам апробации пособия будут дополнены, и тираж в 6 млн книг будет выслан в регионы.
Депутат Московской городской думы Елена Шувалова воспринимает сам пилотный проект правительства по организации финансовой грамотности не до конца проработанным и слабо опирающимся на российские реалии. По оценке парламентария, необходима дополнительная проверка обстоятельств того, почему проект, реализуемый с 2011 года, имеет такую низкую эффективность, когда немного более трети его участников отметили для себя его позитивные результаты.
Вообще у меня складывается такое впечатление, что сама эта идея с повышением финансовой грамотности была задумана для последующего распила денег, — говорит депутат.
По её мнению, неслучайно сейчас подобные затеи обставляются модной, но зачастую не до конца понятной самим её авторам терминологией — «пилотные проекты», «кластеры», «стартапы» и т.д. Рациональней было бы, считает собеседник News.ru, исходить больше из житейской логики, подсказывающей «были бы деньги, а куда вложить их и как повысить свою финансовую грамотность — дело вторичное».
Пока же, говорит Шувалова, мы становимся свидетелями того, как строят очень затратные и нерезультативные проекты, бесполезные для тех, кому они адресованы, но выгодные его заявителям, организаторам и исполнителям.