Почему за мобильностью по зарплатам будущее

Экономика 21 мая, 2021 / 00:00

Учёные из Высшей школы экономики выяснили, с чем россияне связывают изменение своих доходов в ближайшие 5 лет. Помимо традиционных способов повлиять на своё финансовое положение (получить дополнительное образование или сменить место работы), в этот список вошла надежда на улучшение положения в стране и расчёт на премию за лояльность руководству или властям.

Мобильность по заработным платам — это возможность изменить своё положение на рынке труда благодаря собственным усилиям или внешним факторам, говорится в исследовании ВШЭ, которое имеется в распоряжении NEWS.ru. Она важна как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом: мобильность позволяет способным и активным добиваться большего и тем самым смягчает социальное неравенство. Если одобряемые обществом каналы мобильности (получение образования, повышение или открытие своего дела) работают достаточно эффективно по сравнению с такими факторами успеха, как удача, связи или происхождение, то у людей сохраняются правильные стимулы, а также ощущение справедливости и равенства возможностей.

Ситуацию на рынке труда неправильно оценивать, руководствуясь лишь логикой спроса и предложения. При одном и том же уровне квалификации рабочей силы и при одном и том же уровне благосостояния страны возможны совершенно разные параметры равновесия на рынке труда, в одном из которых, например, заработная плата работника в десять раз ниже, чем у топ-менеджера, а в другом — в тысячу раз ниже, — отмечает один из авторов исследования — доцент факультета экономических наук ВШЭ Владимир Карачаровский.

По его словам, здесь главное — как работник оценивает возможности изменить свое положение, перспективы своей мобильности. Он работает и радуется жизни или работает и накапливает недовольство, которое рано или поздно выльется в падение производительности труда, забастовки, саботаж? Какую цену работодатели или государство должны заплатить, чтобы этого не случилось?

И чтобы измерить отношение работников к каждому конкретному каналу мобильности (способу изменить своё социальное и финансовое положение), экономисты используют понятие теневой цены. Она определяется размером прибавки к зарплате, которую человек надеется получить, воспользовавшись тем или иным каналом мобильности. Стоит отметить, что речь идёт именно об ожиданиях, а не о реальных изменениях доходов, измерить которые значительно проще.

В этой связи в ВШЭ были разработаны два подхода для определения теневых цен каналов мобильности по заработной плате, в которых теневая цена определяется по отношению либо к нижней границе ожиданий, либо к минимальным шансам индивида на рынке труда.

В основу исследования легли данные опросов, проведённых в 21 регионе России. Опрошенные в целом ожидают прироста заработной платы в среднем на 43%, при этом 11% респондентов считают, что их доходы сократятся, ещё 7% уверены, что они останутся на том же уровне. Часто респонденты указывали на то, что на их доход с высокой вероятностью повлияют внутренние «естественные» события. Их упомянули 32% опрошенных. В основном это изменение демографического статуса человека (приближение предпенсионного возраста, выход на пенсию, снижение трудоспособности из-за профессиональной болезни) или изменения в структуре домохозяйства, ведущие к перераспределению бюджета времени, нагрузки или возможностей в семье (освобождение времени и сил для работы в связи с взрослением детей, возвращение на работу после отпуска по уходу за ребёнком, вступление в брак, позволяющее воспользоваться протекцией супруга и так далее). Правда, на такие события респонденты смотрят не очень оптимистично, в среднем они ожидают роста доходов на 5%.

В группу целенаправленных внутренних изменений входят классические каналы мобильности: получение более ответственной должности, повышение уровня образования и квалификации, открытие собственного дела. От них ждут улучшения своего материального положения 31% респондентов, и это самая активная группа на рынке труда. По их оценкам, повышение уровня образования или квалификации увеличит их доход на 55%, продвижение по карьерной лестнице — на 25%, смена места работы или открытие собственного бизнеса — на 22%.

Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

На внешние инерционные изменения рассчитывают 25% ответивших. В эту группу событий входят оценка руководством заслуг работника и соответствующее повышение зарплаты, изменение положения дел в организации. Во многом это ставка на правильность выбора, сделанного когда-то в прошлом, надежда получить справедливое вознаграждение, иными словами, расчёт на то, что «колея» рано или поздно приведёт к улучшениям. Здесь выгода невелика — 3,6%.

К целенаправленным внешним изменениям (их упомянули 12% респондентов) относится комплекс ожиданий, связанных с переменами в государстве: расчёт на изменение общественных отношений, реформа социальной политики, повышение уровня жизни населения, преодоление санкций, иными словами, надежда на «охранительную» политику государства. Этот индивидуальный канал мобильности предполагает нерыночные инструменты улучшения своего положения, главный из которых — активная гражданская позиция, твёрдость волеизъявления, голосование на выборах и референдумах, поддержка руководства в справедливых начинаниях, а ожидаемая выгода — 21%.

На исследуемом интервале в 5 лет мы видим очень невысокие ожидания значительной части работников, которые полагаются на естественное течение событий, „жизнь по колее“. Более того, чётко прослеживается готовность к нулевому или даже отрицательному итогу собственной мобильности тех, кто находится на нижней грани надежд. Тем самым на рынке труда создаются опасные условия, когда работодателям и государству достаточно легко оправдать такие ожидания, поддерживая низкий уровень доходов, который население воспримет как приемлемый, — резюмирует Владимир Карачаровский.