Назначения в правительстве наверняка разочаровали любителей новизны — премьер тот же самый, да и в кабинете министров в основном знакомые всё лица. Однако некоторые перемены произошли. В частности, сельским хозяйством теперь станут «рулить» двое чиновников — министр и вице-премьер.
Оба в отрасли известны. Особенно вице-премьер Алексей Гордеев. В правительство перешёл с должности полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе, до того губернаторствовал в Воронежской области. С 1999-го по 2009 год руководил сельским хозяйством. Ныне, как говорится, вернулся на круги своя. Точнее, вернули.
Известно, что на посту главы Минсельхоза Гордеев сделал для отрасли много хорошего. При нём, например, была создана ныне действующая система господдержки агропрома. За «гордеевскую десятилетку» федеральное финансирование отрасли выросло в пять раз (с 9 млрд до 43 млрд рублей). А в 2006 году, в том числе благодаря усилиям министра, был принят приоритетный национальный проект «Развитие АПК».
В 2001 году Россия вновь стала экспортёром зерна (пшеницы и ячменя), а пару лет спустя были введены квоты на импорт мясной продукции, что позволило защитить отечественного производителя. Именно тогда, в бытность Гордеева главой Минсельхоза, мы впервые услышали слово «импортозамещение», к сегодняшнему дню уже набившее нам оскомину.
Эксперты практически единогласно утверждают, что все преемники Гордеева, включая Александра Ткачёва, пользовались базой, заложенной их предшественником. Итак, Гордеев возвращается в агропром, на этот раз в качестве вице-премьера. Вероятно, в основном станет корректировать стратегию отрасли. Оперативное руководство ею возложено на 40-летнего Дмитрия Патрушева. До ухода в правительство он возглавлял Россельхозбанк (РСХБ).
Многих назначение Патрушева шокировало — мол, кремлёвские совсем стыд и совесть потеряли, министерские посты уже раздают по принципу родства. Отец нового министра, Николай Патрушев, как известно, представитель высшего чиновничества — секретарь Совета безопасности РФ.
Заговорили (по-видимому, не без оснований) и о том, что на посту председателя правления одного из крупнейших банков, кстати, полностью государственного, Патрушев-младший не особо преуспел. Государство постоянно закачивает в банк миллиарды, спасая его от краха.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что при Патрушеве заметно вырос кредитный портфель РСХБ. Банк не душит заёмщиков высокими процентами по кредитам, поддерживает многие отраслевые проекты. С этим не спорят даже самые ретивые критики Дмитрия Патрушева.
Многие сегодня задаются вопросом: насколько эффективной окажется новая конфигурация управления агропромом? «Получится хороший тандем — Гордеев и Патрушев: первый — управленец очень высокого уровня и профессионализма, второй — опытный экономист, финансист», — считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Что ж, поживём — увидим.
Дело, как говорится, прошлое, однако и по сей день многие теряются в догадках: почему же всё-таки убрали Ткачёва? Ведь в бытность министром он с таким пылом-жаром докладывал об успехах импортозамещения, обещал, что лет этак через 5–7 мы сможем полностью обеспечивать себя всеми основными продуктами питания.
Возможно, Ткачёв с обещаниями переборщил. Успехи действительно сначала были, однако потом сплыли. Причём это признали и в самом Минсельхозе накануне отставки «старого» и формирования «нового» правительства. В штабе отрасли пришли к выводу, что темпы роста исчерпаны. Если объём производства сельхозпродукции в этом году и вырастет, то лишь на 1%. Как говорится, в рамках статистической погрешности! И это в тепличных условиях продуктового эмбарго, избавляющего российских аграриев от конкуренции со стороны зарубежных сельхозпроизводителей.
Сделавшая поначалу рывок отрасль довольно быстро выдохлась.
Единственным достижением министра Ткачёва (да и то относительным — тренд возник до него) стало увеличение производства и экспорта зерна и отчасти мяса (свинины и птицы). К примеру, производство молока при Ткачёве вообще практически не увеличилось. Не сумели осуществить прорыв и в производстве картофеля. Про такой проблемный продукт, как говядина, и говорить нечего.
Плоть от плоти крупного аграрного бизнеса, Ткачёв из кожи вон лез, поддерживая именно его. Фермер, который во всём цивилизованном мире является столпом аграрного производства, при Ткачёве совсем захирел. Владельцы латифундий и гигантских агрокомплексов стали нагло отбирать у мелких производителей землю при полном бездействии правоохранителей и штаба отрасли. Из «родовой вотчины» Ткачёва, с Кубани, в столицу потянулись «тракторные марши». Протестующие против произвола местных властей и агробаронов фермеры пытались достучаться до Белого дома и Кремля.
Недоволен Ткачёвым и российский потребитель. В бытность министром тот слишком уж активно лоббировал интересы крупного сельхозпроизводителя в ущерб рядовому российскому едоку, получившему постоянный рост цен при неуклонно ухудшающемся качестве продовольствия.
Отсутствие конкуренции из-за продовольственных контрсанкций позволило монополистам взвинчивать цены на продукты. Известно, что продовольственная инфляция у нас далеко опережает всякую прочую. Цены на продукты начали расти опережающими темпами с середины 2013 года. После введения эмбарго в 2014-м их отрыв от средних показателей ещё больше увеличился.
В борьбе с импортом Ткачёв явно перегнул палку. Не в последнюю очередь его стараниями с российского рынка принялись усиленно выдавливать белорусскую «молочку», объявив её не соответствующей нашим стандартам качества. Это, конечно же, нонсенс. Белорусы, в отличие от российских производителей, строго соблюдают советские, весьма жёсткие ГОСТы. Похоже, весь вздор по поводу «ненадлежащего качества» белорусских продуктов понадобился отраслевым лоббистам во главе с Ткачёвым для того, чтобы белорусы не смели составлять конкуренцию отечественным аграриям. В проигрыше, как всегда, оказался российский потребитель.
Ткачёв ничего не смог или не захотел делать, чтобы повлиять на продовольственное ценообразование. В результате чуть ли не треть граждан РФ элементарно недоедает. Не говоря уже о том, что в рационе россиян преобладают далеко не самые полезные для здоровья картофель и макароны.
Ткачёву не удалось также добиться улучшения качества продовольствия, создать глубокую переработку аграрного сырья, а также устранить дисбаланс между растениеводством и животноводством. Приоритетом экс-министра оставалось зерно, которое он, как подорванный, гнал на экспорт, всё остальное Ткачёва, такое впечатление, волновало постольку-поскольку.
Хотелось бы надеяться, что новое руководство агропрома совершит разворот к интересам граждан России, займётся решением проблем, которые не решал их предшественник.