Инновационные технологии уверенно внедряются во все сферы человеческой жизни. Наравне с модернизацией производства нововведения происходят и в управленческой деятельности.
В настоящий момент лишь небольшое количество руководителей объективно оценивает эффективность существующих практик управления. А с наступлением постиндустриального периода развития общества потребности и желания наёмного персонала изменились, модель же построения корпоративных отношений и мотивации сотрудников, применяемая ещё в конце XX века, неизбежно устарела. Своими мыслями и идеями о методах управления персоналом с News.ru поделился партнёр практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Герман Шеховцев.
На текущий момент существует две основных причины, из-за которых актуальными стали стратегии руководства, созданные в последние несколько лет. Во-первых, к изменению управленческого знания привела массово усиливающаяся потребность каждого человека к самоактуализации. Во-вторых, неизбежно к такому исходу событий привёл процесс смены поколений.
В настоящий момент менеджеры всего мира испытывают сложности в области управления персоналом. Сотрудники как никогда проявляют всё худшие симптомы отсутствия желания работать: они, как правило, утомлены, пессимистичны, ленивы либо попросту раздражены. И тут совершенно бессмысленно, как прежде, рассказывать им о важности их работы или обещать в будущем пусть даже и не призрачные золотые горы.
Как пояснил Герман Шеховцев, они в большинстве своём уже удовлетворили свои потребности до четвёртого уровня в иерархии потребностей Маслоу.
А на пятом уровне человек уже испытывает потребность в самоактуализации, использовании своих талантов и способностей, заложенных природой.
Добившись спокойствия и стабильности, люди начинают смотреть в сторону саморазвития и использования своих возможностей для блага человечества. И здесь уже хочется много большего, чем просто красиво одеваться или купить автомобиль подороже, чем у соседа. Современный человек хочет красивых эмоций, приятных ощущений, радости от достижений. И всё это он может получить, лишь делая по-настоящему своё дело. То, к чему лежит душа.
Происходит это не только потому, что человечество глобально улучшило условия своей жизни, но и в связи с тем, что среди сотрудников в трудоспособном возрасте всё больше тех, кто изначально приступил к работе не для спасения от голода.
Состав трудящихся в настоящий период сформирован из трёх поколений: беби-бумеры, поколение Х, миллениалы (поколение Y). На подходе поколение Z (хоумлендеры). При этом,постепенно беби-бумеры и поколение Х отходят на второй план. Через 5–10 лет тенденции на рынке труда будут определять миллениалы, считает Шеховцев.
Беби-бумеры (рождены в период 1944–1963 годов) составляют по различным оценкам 20,6% от общего населения России. Определяющими событиями поколения являются советская «оттепель», покорение космоса. Особенности беби-бумеров:
Поколение Х (1964–1984), составляют около 32,2% от общего населения РФ. Определяющими событиями поколения являются холодная и Афганская войны, перестройка, распад СССР. Основные особенности:
Поколение Y (1985–2003), составляют 22,3% от общего количества россиян. Определяющими событиями поколения являются развитие Интернета, мировой финансовый кризис. Профиль поколения:
Поколение Z (2004 — н. в.), составляют 10,6% от общего населения России. Определяющими событиями поколения являются цифровизация, развитие гаджетов и высоких технологий. Поколение Z это:
Приведённые характеристики вступающих «во власть» поколений говорят о том, что эти люди не готовы к усердному и зачастую бессмысленному с их точки зрения труду. Именно им всё более важны смыслы совершаемых действий.
Но как же теперь со всем этим справляться? Ответ, как теперь нужно мотивировать сотрудников и какие методы управления персоналом применять на практике, находится в самих сотрудниках.
Изначально, считает Шеховцев, нужно нанимать людей, которые действительно рождены для той или иной работы или должности. При поиске и трудоустройстве сотрудников придётся их тестировать и подвергать более глубокому анализу. В этой связи отделам кадров и специалистам по подбору персонала придётся трудиться больше.
Как результат: люди будут безмерно благодарны и счастливы работать в компании, которая поможет им найти свою изюминку и раскрыть их потенциал. И это реально большая, но очень благодарная работа.