Минпромторг открестился от «пивного» законопроекта

Экономика 01 октября, 2018 / 17:10

Отечественным производителям пива пока рано радоваться. Вопреки информации о том, что Минпромторг решил отказаться от ограничений на реализацию пенного напитка после 23:00, у министерства нет ни такой задумки, ни тем более соответствующего законопроекта. Идея либерализовать пивной рынок принадлежит группе экспертов, а вовсе не государству, заявил статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

По его словам, Минпромторг получил от экспертов торговой отрасли предложение снять ограничения на розничную продажу произведённого в ЕАЭС пива, пивных напитков, пуаре, сидра и медовухи в алюминиевых банках в ларьках и киосках, а также отменить запрет на его продажу ночью с 23 до 8 часов. Однако ни о каком законопроекте речи не идёт: документ, предполагающий внесение соответствующих поправок в ФЗ «О госрегулировании производства и оборота торговой продукции», не разработан и не направлялся ни на общественное обсуждение, ни на согласование в другие ведомства.

«Некоторые СМИ используют любые способы»

Ранее «Коммерсант» сообщил, что в его распоряжении оказался законопроект Минпромторга, предусматривающий значительное смягчение правил розничной продажи пива. По уверению издания, предложения разработаны как часть комплекса мер, направленных на поддержку российских производителей алюминиевой продукции, которые столкнулись с серьёзным сокращением спроса из-за экономических санкций США. Между тем в компании «РУСАЛ» (именно о ней идёт речь в данном контексте) поспешили откреститься от этой инициативы.

«Некоторые СМИ используют любые способы, чтобы упомянуть РУСАЛ даже там, где описываемая ситуация является абсурдной как с точки зрения экономики, так и с точки зрения здравого смысла», — заявили представители алюминиевого холдинга.

Ранее Минпромторг подготовил законопроект, дающий группе компаний Олега Дерипаски «Русские машины» преимущество при совершении государственных закупок. В документе сказано, что региональные и муниципальные заказчики при закупке отдельных видов транспорта и спецтехники должны отклонять заявки, поступающие не от холдинга бизнесмена.

Запрет введён в 2013 году

Идея отмены запрета на розничную продажу пива ночью, от кого бы она ни исходила, сама по себе вызывает вопросы. С одной стороны, она идёт вразрез с государственной политикой в области здравоохранения. Запрет на торговлю пивом в нестационарных торговых точках, а также в период с 23:00 до 8:00 ввели в России в 2013 году. До этого через ларьки и киоски в стране реализовывалось около 20% пива. С другой стороны, не вполне понятно, каким образом эта мера может помочь РУСАЛу и другим отечественным производителям алюминия, рассуждают эксперты, опрошенные News.ru.

Фото: Georgiy Rozov/Russian Look/Global Look PressПроизводство баночного пива

Как пишет «Коммерсант», сейчас алюминиевые банки в России выпускает американская компания Ball. Всеволожский завод (входил в компанию «Роста», принадлежавшую сначала РУСАЛу, а затем En+ Group) был продан английской Rexam, которую поглотил Ball. На момент сделки РУСАЛа и Rexam мощность отечественных заводов составляла около 3,9 млрд банок, что эквивалентно примерно 60 тыс. тонн алюминия. Тогда как РУСАЛ в 2017 году выпустил 3,7 млн тонн металла.

Олег Дерипаска и связанные с ним структуры находятся под действием санкций Минфина США с 6 апреля. В мае бизнесмен согласился покинуть пост совета директоров РУСАЛа и снизить свою долю в холдинге En+ ниже 50%, чтобы США сняли с них санкции. Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о государственной поддержке попавших под ограничительные меры российских компаний.

Тимур Нигматуллин, аналитик «Открытие Брокер»:

С точки зрения масштабов алюминиевого бизнеса эта идея не имеет особого значения. Переход на такую тару в какой-то степени загрузит мощности производителей, но не существенно. Тем более если мы говорим о РУСАЛе, для него это не особо актуально: санкции США в отношении холдинга смягчаются время от времени, а котировки акций растут. Если бы государство захотело поддержать компанию в плане поставок на внутренний рынок, ему бы пришлось совершить ряд каких-то других действий. Например, делать алюминиевую проводку в квартирах, как в советские времена. Но это же абсурд! Невозможно полностью загрузить мощности РУСАЛа за счёт российского рынка. Да наверное, и не требуется. Теоретически здесь выигрывают именно производители пива, поскольку речь идёт о послаблениях в правилах продаж и, соответственно, об увеличении объёмов реализуемой продукции. А не о том, чтобы стимулировать использование именно алюминиевой тары. Вообще, этот шаг представляется мне надуманным и в большей степени политическим, нежели практическим.