Установление минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво не ниже 35 рублей за ёмкость объёмом 0,5 литра — спорная, не имеющая особого смысла мера, уверяют крупные пивоваренные компании. Монополисты рынка явно не приветствуют идею, озвученную Национальным союзом производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции, который направил соответствующее предложение в Минфин. Союз объединяет малые и средние компании, чья доля на рынке составляет около 30%.
«МРЦ на пиво абсолютно не нужна, она не решит задачу искоренения контрафакта. Более того — создаст дополнительные ограничения на конкуренцию. Во всём мире ослабление конкуренции считается недопустимым. От введения МРЦ пострадают, скорее, легальные дистрибьюторы и производители, которые хотят, например, провести промоакцию или распродать остатки товара», — говорит в комментарии для News.ru директор по корпоративным отношениям Heineken в России Кирилл Болматов.
По его словам, борьба должна вестись с причинами, а не со следствием, то есть с неуплатой налогов. Следует действовать методами налоговых и полицейских проверок непосредственно на предприятиях, с помощью системы ЕГАИС, которая вполне позволяет отслеживать происхождение напитка. И это гораздо более действенно. Большая часть безакцизного разливного пива продаётся в небольших магазинах, которым легче уклоняться от уплаты налогов.
«Вопрос введения минимальной розничной цены актуален только для тех видов алкогольной продукции, где велика доля нелегального рынка. Пиво к такой категории не относится, поэтому планируемая мера требует комплексной и взвешенной оценки», — поясняет News.ru директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.
По его словам, установление МРЦ на пиво «будет способствовать уменьшению гибкости в отношении ценового позиционирования и предоставления скидок конечному потребителю». Что недопустимо в условиях снижения покупательской способности населения и непростой финансовой ситуации в целом.
«Введение МРЦ может стать одним из шагов по борьбе с контрафактом, но эффекта не даст. Компании, которые производят продукцию из пивного концентрата, добавляя спирт, увеличат цены до размера МРЦ, однако сохранят прежний состав продукта. Тут должны быть другие шаги, например, запрет на использование того или иного наименования пива в отношении продукции, не содержащей должного количества классического пивного сырья», — рассуждает председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Несколько иначе видит ситуацию генеральный директор международной сети FinExpertiza Ильгиз Баймуратов. Все понимают, говорит он, что минимальная розничная цена не может быть ниже, чем производственная себестоимость, плюс акциз, оптовая наценка, розничная наценка и НДС. По мнению Баймуратова, в данном случае, при условии продуманного введения механизма МРЦ, могут выиграть как честный работающий бизнес, так и потребитель пивной продукции. При этом с рынка едва ли уйдёт демпинг — это естественный инструмент деловой конкуренции. По крайней мере, с рынка можно будет вывести безакцизное пиво.
По данным ретейлеров, сегодня минимальная розничная цена бутылки пива 0,5 л в магазинах составляет 30 рублей, средняя — 50−60 рублей. Рассчитывая размер МРЦ (не ниже 35 рублей), Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции учёл затраты на сырьё и материалы, производственные и непроизводственные расходы, минимальную рентабельность, акциз, пишут «Известия». Ранее Минфин начал разработку постановления, в котором предложено наделить правительство правом регулировать МРЦ на все категории алкогольной продукции, включая пиво. Сегодня в России МРЦ на бутылку водки составляет 215 рублей, коньяка — 388 рублей, бренди — 307 рублей, шампанского — 164 рубля.
В сентябре 2018 года, напомним, тему введения МРЦ на пиво поднял глава Росалкогольрегулирования (РАР) Игорь Алёшин. Сославшись на заинтересованность участников пивоваренного рынка, чиновник заявил: его ведомство намерено «всесторонне обсудить» вопрос с Минфином. В свою очередь Минфин устами замминистра финансов Ильи Трунина выразил сомнения в целесообразности этой меры и возможности эффективного администрирования МРЦ на пенный напиток. Трунин указал на недостаточную проработанность вопроса.
По словам главы Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, оценить фактическую минимальную цену, по которой пиво реализуется в отечественной рознице, весьма непросто: «Где-то бутылки продавали по акции по 10 рублей». МРЦ на пиво, считает эксперт, — это прежде всего поддержка российского производителя с российским капиталом.